Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 1563-р утверждена «Концепция осуществления политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы», в которой четко прописаны все меры, которые будут приняты в целях снижения потребления табака и табачных изделий в РФ.
Положения Концепции соответствуют аббревиатуре «MPOWER», которая включает предложенные ВОЗ меры по снижению курения, такие, как:
· мониторинг уровня потребления табака в стране, и, по результатам мониторинга, создание особой стратегии по предупреждению и снижению табакокурения;
· запрет курения в общественных и рабочих местах с целью уменьшения пассивного, а также для того, чтобы не вызвать желание закурить у детей и подростков;
· возможная помощь в борьбе против курения;
· активная работа по распространению знаний об опасности табака;
· категорический запрет на рекламу табачных изделий любого типа и на любых носителях, запрещение явного или скрытого стимулирования продажи, запрет на спонсорство со стороны производителей табачных изделий и табачных марок;
· максимальное повышение налогов на табачные изделия.
Таким образом, российское общество вполне подготовлено к принятию нового закона, тем более что отдельные его моменты уже реализовывались в соответствии с требованиями международной Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.
С 1 июня 2014 года в России введены дополнительные ограничения розничной продажи и использования табачных изделий.
Федеральным законом от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ установлены:
· общие понятия и принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
· полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
· права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
· запреты на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;
· ценовые, налоговые и организационные меры по сокращению спроса на табачные изделия и ограничению торговли ими;
· запреты на рекламу и спонсорство табака;
· меры медицинской помощи гражданам, направленные на лечение табачной зависимости.
1. В законе, прежде всего, обращают на себя внимание пункты, касающиеся медицинской помощи курящим, так в ст. 5 «Полномочия федеральных органов государственной власти», ст. 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в ст. 7 «Полномочия органов местного самоуправления» указаны полномочия и виды деятельности, которые эти органы должны осуществлять в части помощи курящим гражданам.
Власти всех уровней, в соответствии с законом, теперь обеспечивают оказание «гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья».
Отдельно прописаны и права граждан на оказание квалифицированной медицинской помощи, об этом говорится в ст. 17 «Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака».
Теперь в законе обозначена возможность обратиться в медицинские учреждения, где «лечащий врач обязан дать пациенту… независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана».
Может быть получена «медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака», в п. 2. ст. 17 сказано, что помощь оказывается «медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения», а оплата всех видов помощи ведется «в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», т.е. по полисам ОМС.
2. В новом законе подробно указаны места, где теперь сигареты и другие табачные изделия под запретом, в соответствии со ст. 12 закона к таким местам отнесены территории и помещения следующих объектов:
· образовательные, культурные, спортивные, молодежные, медицинские, реабилитационные учреждения, объекты санаторно-курортных услуг;
· пассажирские поезда и суда дальнего следования, воздушный транспорт, а также все виды общественного транспорта городского и пригородного сообщения;
· пассажирские платформы пригородных поездов, территории ближе, чем в 15 метрах от входов и в помещениях вокзалов всех видов, аэропортов, портов, на станциях метрополитенов;
· общежития, хостелы, отели, гостиницы, другие помещения временного проживания;
· объекты торговли, в том числе рынки и нестационарные точки, помещения объектов бытовых услуг, общественного питания, рынков, нестационарных торговых объектах;
· помещения социальных служб;
· здания и помещения органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления;
· рабочие места в помещениях;
· лифты и в помещения общего пользования многоквартирных домов;
· детские площадки и пляжи;
· следственные изоляторы, помещения мест отбывания наказания;
· автозаправки.
К этому перечню целесообразно добавить объекты, содержащиеся в п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
В п. 14 Правил курение запрещено на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.
Там, где курение запрещено, согласно закону, обязательно должны быть размещены соответствующие предупреждающие надписи и рисунки, для курящих должны быть специально выделенные места на открытом воздухе или на объектах в специально оборудованных, изолированных помещениях, где обязательно наличие системы вентиляции.
Также, следует отметить, что места, в которых запрещено курение, должны быть обозначены специальным знаком требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ранее, такой знак был утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2013 г. № 340н "Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения". Однако, он был отменен приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 февраля 2014 г. № 82 и в настоящее время какого-либо утвержденного знака, запрещающего курение, не существует.
Курить на лестничных площадках многоквартирных домов и под козырьком подъезда теперь также нельзя, п. 2 ст. 12 предусматривает курение только в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые также должны быть оборудованы системой вентиляции.
3. Попали под запрет и электронные сигареты, хотя прямо об этом нигде в законе не говорится, как нет и соответствующих разъяснений в первой части закона (основные понятия), но согласно ст. 16 «в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами».
4. Законодатели, разрабатывая статьи закона о ценовой политике в отношении табачных изделий, заложили все предстоящие расходы на медицинско-профилактическую работу и кампании по предупреждению распространения курения в будущие ценовые регламенты, в соответствии со ст. 13 закона будут подняты акцизы на табачные изделия, а также предприняты другие меры государственного воздействия на уровень цен на табачные изделия всех видов.
Согласно положению закона «минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям».
Иначе говоря, будет установлена минимальная планка стоимости табачных изделий, и в с соответствии с этим законом, установлена она будет в размере 75% от максимальной стоимости сигарет и других видов табачной продукции.
Устанавливать уровень цен будут в соответствии с Налоговым кодексом РФ органы государственной политики и нормативно-правового регулирования бюджетной и налоговой деятельности.
5. Законом введен запрет на курение и потребление табачных изделий несовершеннолетними, в числе мер, предупреждающих ранее курение, включены ограничения по демонстрации курения с телеэкрана, процесс курения и собственно табачные изделия запрещены к показу как в детских, так и во взрослых фильмах, передачах, других произведениях (за единственным исключением, когда вышеперечисленное является неотъемлемой частью художественного замысла или включено в демонстрацию произведения о вреде курения).
Продавать табачные изделия нельзя в киосках, небольших магазинах, многих других привычных местах, разрешена торговля ими лишь в крупных магазинах и торговых павильонах, имеющих торговый зал.
Поштучная, выездная и развозная торговля табачными изделиями запрещена, на прилавках пачки или их образцы или другие виды продукции, имитирующей сигареты выставлять нельзя, как запрещена торговля табачными изделиями через систему торговых автоматов.
Следует отметить, что все эти меры ограничивают только розничную продажу табачных изделий. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", розничная торговля — это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Соответственно, следует ожидать начала предоставления в магазинах, расположенных в местах, где розничная продажа табачных изделий запрещена, услуги проката табачных изделий под залог, или создания отделений оптовой продажи табачных изделий, на которые ограничения по выкладке сигарет на витрины и по торговле в запрещенных местах не распространяются.
6. Пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона № 15-ФЗ установлен запрет на курение в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания.
При применении мер административного воздействия по фактам нарушения запрета курения табака в организациях общественного питания, направленных на предотвращение нарушения указанного запрета, необходимо исходить из определения термина «помещения, предназначенные для предоставления услуг общественного питания».
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», помещение – это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Таким образом, если оказание услуг общественного питания осуществляется вне здания и одновременно с этим место (площадка), предназначенное для оказания таких услуг, имеет надземную часть, представляющую собой какую-либо искусственно возведенную плоскость (пол, настил и т.п.) и (или) навес, либо любой вид ограждения, включая декоративное, то такое место оказания услуг общественного питания считается расположенным в помещении, предназначенном для предоставления услуг общественного питания (например, веранды, шатры, палатки, балконы и т.п.), и на него распространяются установленные законодательством запреты на курение.
Относительно термина «нестационарный торговый объект» следует отметить, что согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» таковым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В свою очередь торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Учитывая, что при оказании услуг общественного питания реализуется товар, представляющий собой готовые блюда, напитки и др., нестационарные организации общественного питания будут относиться к нестационарным объектам торговли при условии наличия внутри них оборудования, предназначенного и используемого для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (барные стойки, витрины, стеллажи и т.п.). В таком случае на нестационарные объекты общественного питания будет распространяться запрет, установленный пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона № 15-ФЗ.
7. За курение в неположенном месте гражданам грозит штраф от 500 до 1500 рублей. Максимальный штраф от 2 до 3 тысяч рублей — за курение на детских площадках.
За продажу сигарет несовершеннолетним штрафуют продавца на 3–5 тысяч руб.
Должностные лица за продажу табака, курение на территории их объектов и за отсутствие знака о запрете курения будут оштрафованы. Штраф для должностных лиц — от 30 до 60 тысяч рублей, для юридических — от 60 до 90 тысяч.
Во время трансляции фильма, герои которого пускают клубы дыма, организатор мероприятия должен прокрутить ролик социальной рекламы о вреде табака — перед показом или во время него. Если этого не случится, должностному лицу грозит штраф от 10 до 20 тысяч рублей, а юридическому — от 100 до 200 тысяч рублей.
В целом, в обществе принятие закона оценивается позитивно, согласно последним исследованиям ВЦИОМ, 45% россиян за этот закон целиком и полностью, 49% хотели бы смягчения некоторых пунктов, верят в эффективность закона 47% опрошенных, сомневаются, что закон подвигнет людей бросать курить 46%, запрет курения в общественных местах поддержали 76% респондентов, а запрет рекламы и спонсорства 79%.
источник : butyrsky.mos.ru