Генеральный директор группы компаний "Премиум", вице-президент Независимой наркологической гильдии психиатр-нарколог, психотерапевт Эдуард Абрамов рассказал РБК-Нижний Новгород, как складывается диалог государственной власти и частной медицины в наркологии и почему система ОМС здесь пока неприменима
Эдуард Абрамов закончил Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова, до 2007 года работал в государственной системе здравоохранения в Санкт-Петербурге, в 2007 году ушел из государственной медицины и успешно реализовал ряд коммерческих медицинских проектов. В 2009 году вместе со своим партнером открыл Медицинский центр "Премиум" в Нижнем Новгороде и вывел его на лидирующие позиции в Приволжском регионе. В настоящее время МЦ "Премиум" специализируется в наркологии, психиатрии и неврологии.
Вы боретесь с проблемами, которые по масштабу носят национальный характер. Как вы оцениваете уровень оказания наркологической и психиатрической помощи в Нижнем Новгороде?
Начнем с того, что система оказания медицинских услуг в стране находится в состоянии близком к агонии. Любой, кто поспорит с этим, либо находится в плену иллюзий, либо пытается намеренно ввести вас в заблуждение.
По данным ВЦИОМ за шесть месяцев, 37% всех россиян не смогли попасть на прием ко врачу из-за длинной очереди, а из тех, кто все-таки получил консультацию, треть стали жертвами врачебной ошибки. Еще треть обратившихся испытали на себе грубость медперсонала. И такие подтверждения плачевного состояния системы здравоохранения встречаются на каждом шагу!
Все знают, насколько "быстро" приезжает "скорая помощь" и как она оснащена, какого уровня компетенция среднестатистического врача первичного звена, насколько эффективна ургентная медицина, и как "легко и без осложнений" рожают в наших родильных домах. В общем, чего ни коснись, везде проблема.
Системный кризис здравоохранения очевиден. Вряд ли кто-либо из экспертов может сказать, что пресловутое "реформирование отрасли" - не пустой звук. Недаром же ВОЗ отвела нам "почетное" 130 место в мире! И основная опасность ситуации в том, что уровень качества оказания медицинской помощи может стать причиной социального недовольства.
В чем вы видите основные системные проблемы?
Во-первых, отсутствует концептуальная модель системы оказания медицинской помощи населению. Во-вторых, нормативно-правовая база нуждается в серьезной переработке.
Минздрав на региональном уровне (а конкретно – региональные лицензионные платы) обеспечивает лицензирование и контроль за деятельностью частных предприятий, с одной стороны. А с другой стороны, государственные ЛПУ являются полноценными игроками на рынке медицинских услуг, в том числе и платных. Таким образом, государственный аппарат в сфере здравоохранения является одновременно и регулятором рынка, и его участником.
Нужно быть крайне недалеким человеком, чтобы полагать, что частные медицинские предприятия смогут комфортно развиваться в таких условиях.
И даже такой, казалось бы, проверенный инструмент, как ОМС в нашей стране пока не эффективен в силу ряда причин. В частности, тарифы на медицинские услуги, в большинстве своем, очень далеки от реальности и не могут покрыть реальные затраты даже государственных предприятий.
Кроме того, отсутствуют компетентные специалисты. Кадровый голод тотален. Мы подошли к опасной черте, и я не исключаю, что в дальнейшем мы вообще не сможем самостоятельно готовить квалифицированные кадры. На одной из встреч с коллегами, на которую я был приглашен, министр здравоохранения одной из благополучных республик в сердцах сказал: "Оборудование у нас лучше, чем в Швейцарии или Израиле: новое, современное! А работать на нем некому… Врачей нет, хоть из-за границы выписывай!"
Нет в нашей стране и профессионального экспертного сообщества. Его роль взяло на себя, опять же по инерции, отраслевое ведомство.
И вся эта совокупность проблем, делает отечественную медицину одной из самых неэффективных отраслей народного хозяйства, а стало быть, в большинстве случаев непривлекательной для инвестора, несмотря на то, что надотраслевая власть неоднократно декларировала целесообразность расширения участия в российском здравоохранении частных предприятий.
Есть ли какие-то специфические проблемы конкретно в вашей сфере деятельности?
Безусловно, наркологии и психиатрии присущи все перечисленные системные проблемы. Однако и своя специфика есть. Я далек от того, чтобы сравнивать современные психиатрические больницы с той, где разворачивались события известного фильма "Пролетая над гнездом кукушки".
Однако современная государственная психиатрия продолжает отпугивать население. Патернализм, стигматизация, трудности с реадаптцией психического больного, опасность внутрибольничной изоляции. Добавим к этому недостаток компетентных кадров и условия содержания, далекие от идеальных, и становится понятно, почему многие предпочитают просто не ходить к психиатру.
В то же время, в Нижегородской области врачи государственной психиатрии зафиксировали 178 000 больных! Согласитесь, масштаб проблемы огромный, при том, что это число – только видимая часть айсберга. Пациенты с психическими расстройствами малой и средней степени выраженности в подавляющем большинстве обошли стороной государственные психиатрические службы. А получить квалифицированную психиатрическую помощь в нашем городе можно всего лишь по двум-трем адресам.
Теперь о наркологии: эту отрасль я бы назвал более развитой. В силу пристального интереса к ней общественности и властных структур, наркологи и специалисты смежных профессий, находятся, так сказать, в большем тонусе. Семья с наркологической проблемой сможет, если очень постарается, получить в нашем городе эффективную помощь. При этом, большинство больных, избегая нежелательных последствий диспансерного учета, лечится платно, как в госструктурах, так и в частных клиниках. И к великому сожалению, финансовое бремя лечения и реабилитации наркологического больного до сих пор лежит на его семье.
Кроме того, серьезной проблемой остается реабилитационный этап лечебно-восстановительных мероприятий. Рынок изобилует различного рода предложениями, однако на поверку большинство из них оказываются абсолютно несостоятельными.
Наша система здравоохранения разбита на условные "профсоюзы", или если хотите - корпорации. Корпорация, которую представляю я, - бизнесмены, реализующие частные проекты с ориентацией на рынок. Конкуренция обязывает нас добиваться высокого качества своих услуг, по мере сил это у нас получается, поэтому мы заинтересованы в прозрачных правилах игры и не боимся этого. Другая корпорация - чиновники системы здравоохранения, у них свои интересы. Третья — руководство государственных ЛПУ. Еще одна корпорация — бизнесмены, аффилированные с влиятельными чиновниками настолько, что могут формировать рынки под себя, делая их неконкурентными. Чаще всего такие проекты реализуются с помощью инструмента частно-государственного партнерства.
У каждой из этих корпораций - свои интересы. А там, где есть конфликт интересов, диалог строится зачастую непросто. Больше скажу: до недавнего времени и диалога-то никакого не было! "Ваш номер восемь, ждите, пока мы спросим"! - примерно так осуществлялось взаимодействие чиновников от здравоохранения с предпринимателями в медицине.
Однако в последние два года ситуация стала меняться. В настоящее время есть все основания говорить о значительных различиях в отношении к рынку медицинских услуг надотраслевой власти и отраслевого ведомства. Низкий уровень медицины, как фактор возможного социального недовольства – это, пожалуй, самый весомый аргумент за оптимизацию отрасли, которая невозможна (и я хочу еще раз это подчеркнуть!) без развитой частной медицины.
Какие меры нужно предпринять для этого?
В первую очередь, необходимо сформировать экспертное сообщество, чтобы минимизировать число «мертворожденных идей». Сейчас в сфере правового регулирования здравоохранения очень много людей, не имеющих никакого отношения к медицине.
Профессиональные сообщества по цеховому принципу должны максимально экспансивно продвигать свои предложения на общественных площадках и в Госдуме. Специалисты обязаны принимать участие в обсуждении правил игры и таким образом влиять на принятие эффективных решений. Имеет смысл проработать механизмы поддержки таких профессионально экспертных сообществ на первых порах, пока они не окрепли.
Во- вторых, необходимо минимизировать негативное влияние великого множества проверяющих структур на предприятия и отрасль в целом. Мне представляется перспективной идея возложения персональной юридической ответственности на чиновника, участвующего в проверках. В настоящее время представители проверяющих структур не несут ответственности за совершение профессиональной ошибки, а это напрямую способствует крючкотворству, различного рода злоупотреблениям и коррупции. В-третьих, должен, наконец, заработать механизм ОМС, а значит - тарифы должны соответствовать реалиям дня.
И наконец, в-четвертых, нужно следить за соблюдением честных правил игры и концентрации ресурсов. Функции регулятора рынка здесь должны быть возложены на структуру, не оказывающую медицинские услуги.
Рассмотрим подробнее вопрос об ОМС. Сегодня в рамках реформы здравоохранения частным клиникам предлагается войти в систему ОМС. Медцентр "Премиум" этот процесс как-то затронул?
Пока нет. Официально вхождение наркологии и психиатрии в систему ОМС планируется в 2016 году. Однако и тогда медцентр "Премиум" вряд ли будет в этом участвовать, поскольку на сегодняшний день тарифы ОМС не имеют ничего общего с реальной стоимостью медицинских процедур и услуг. Конечно, есть положительные примеры: рентабельна, в частности, процедура гемодиализа или стоматология (в части определенного набора услуг). Но, например, реабилитология – это очень дорогостоящая сфера медицины, поэтому мы просто не можем позволить себе работать по тарифам ОМС, по крайней мере, таким, какими они предлагаются сейчас. И если концепция не поменяется, то боюсь, что механизм так и не заработает.
Ежегодно через ваши центры проходит около 15000 пациентов. Каким образом вам удается решать проблемы, связанные с общим состоянием системы здравоохранения?
Мы не распыляемся, а делаем только то, в чем по-настоящему компетентны. И при этом мы ориентированы на постоянное развитие. Есть и еще один значимый фактор. Управленческое ядро ГК МЦ "Премиум" состоит сплошь из врачей, поэтому мы с самого начала понимали особую специфику медицинского предприятия. Пожалуй, нет другой отрасли знаний, где объемы необходимой для эффективной работы информации были бы столь велики, а ценой профессиональной ошибки в конечном итоге являлась бы жизнь и благополучие человека.
Врач либо хорош, либо это – не врач. Поэтому мы сделали ставку в своем предприятии на специалистов. Настоящих. Которых, к сожалению, очень мало, и которых нашим рекрутерам приходится искать по всей необъятной территории России. Создавая оптимальные условия для специалистов высшего ранга, мы закладываем крепкий фундамент в здание благополучия ГК МЦ "Премиум".
источник : nn.rbc.ru