с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Страховые компании тянут из россиян деньги и здоровье
15 Мая 2015 г.

Система обязательного медицинского страхования становится убыточной. Дефицит фондов ОМС растет, и если его не покроют в ближайший год, россиян просто не на что будет лечить. Между тем миллиарды рублей из средств налогоплательщиков оседают на счетах страховых компаний. Как показал опыт последних лет, медстраховщики — это не только лишнее, но и вредное звено в системе госздрава, которое нужно удалить.

 

Изначально страховые компании включили в цепочку финансирования системы здравоохранения в качестве посредников по приобретению медицинских услуг и своеобразных контролеров их качества. Предполагалось, что страховщики выберут медучреждения, которых будет спонсировать государство (а точнее, его граждане), причем на основе тщательного анализа количества и качества предоставляемых ими услуг. Таким образом, они должны были способствовать развитию конкуренции между бюджетными медучреждениями и, соответственно, повышению качества их работы.

Но на деле получилось не так красиво, как выглядело на бумаге. Оказалось, что заставить больницы и поликлиники конкурировать на рыночной основе практически невозможно, а ожидать от страховщиков действительно ответственного подхода к столь неприбыльному делу, как честное обслуживание интересов миллионов россиян, наивно. «Как врач общей практики, который работает в поликлинике, могу сказать, что с появлением страховых компаний качество оказания медицинских услуг ничуть не улучшилось. Зато у врачей практически отобрали возможность самостоятельно думать над лечением и проводить какую-либо профилактику, — говорит эксперт по питанию и вынашиванию здорового ребенка Елена Павлова. — Пока что-то не заболело, лечить нельзя. Отходить от стандартов — ни в коем случае! В результате зачастую мы вынуждены лечить симптомы, а не их причины».

Социально безответственный бизнес

Кроме оплаты медпомощи, оказанной владельцам полисов ОМС, на страховые компании возложены функции защиты прав и законных интересов застрахованных лиц, рассмотрения жалоб, ведения учета данных о застрахованных гражданах и об оказанных им услугах. Также на страховщиков возложено «осуществление контроля за оказанием доступной, своевременной и качественной медицинской помощи путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи». С точки зрения Минздрава, страховщики с этой функцией вполне справляются. «Страховые медицинские организации в соответствии с законодательством проводят трехуровневый контроль оказания медицинской помощи и по сути осуществляют вневедомственный контроль качества, — заявила главный специалист отдела по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти и СМИ Федерального фонда ОМС Екатерина Рим. — Выполнение данных функций страховой медицинской организации решает задачу обеспечения прав застрахованных лиц на бесплатное получение медицинской помощи ОМС и эффективного  использования средств системы».

Во сколько обходится армия страховщиков

В федеральном законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» сказано, что «медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья», но в реальности социальная ответственность и социальная функция, которую пытаются приписать страховому бизнесу, это миф, придуманный самими страховщиками. «Бизнес, построенный на риске и лотерее, целью которого является не обеспечить защиту слабых, а получить как можно больше, отдав как можно меньше, не может быть социально ответственным», — считает управляющий партнер фирмы «Корпоративная солидарность» Дмитрий Чернокальцев.

В настоящее время все средства, предназначенные для финансирования здравоохранения и собранные от граждан в виде обязательных страховых взносов, поступают в федеральный (ФФОМС) и территориальные (ТОМС) фонды ОМС, сейчас их в стране 86. Из этих фондов деньги попадают на счета страховых компаний, которые и распределяют их по медучреждениям согласно количеству пациентов и объему оказанных услуг. То есть налогоплательщикам на самом деле приходится оплачивать не только собственное здоровье, но и работу как минимум трех организаций, по сути, не имеющих к медицине никакого отношения: территориальный фонд (куда идет основная часть страховых сборов), федеральный (туда поступает небольшая часть сборов) и, наконец, страховая компания. И лишь в конце этой длинной цепочки стоит медицинское учреждение и в последнюю очередь — врач.

К середине прошлого года в системе ОМС работали 63 страховые медицинские организации и еще 216 филиалов. Согласно данным Центробанка, из всех средств, поступивших в страховые компании от ФОМС разного уровня в 2014 году, на счетах самих страховщиков осело чуть больше 55 млрд руб. В пересчете на одного застрахованного это означает, что каждому россиянину работа страховых компаний обходится в 380 руб. в год. Казалось бы, сумма незначительная, 32 руб. в месяц. Но если посмотреть на размер всего бюджета ФОМСов, расходы на содержание армии страховщиков отнюдь не кажутся такими уж скромными.

Так, по подсчетам Счетной палаты, на 1 апреля текущего года бюджет ФОМС был наполнен всего на 22% от прогнозируемого уровня. Основу доходной части бюджета ФОМС составили страховые взносы от работающего и неработающего населения, которые на отчетную дату составили 178,2 млрд руб. и 155,2 млрд руб. соответственно (или 18% и 25,1% от расчетного показателя). Дефицит бюджета фонда по итогам первого квартала 2015 составил более 76 млрд руб. Частично его смогли покрыть остатки на счетах ФОМС, которые, впрочем, не превысили даже половины общей суммы дефицита. «По мнению Счетной палаты, в условиях низкого исполнения бюджета Фонда по доходам имеющиеся остатки могут не позволить компенсировать в дальнейшем его дефицит», — сказано в официальном отчете СП. Результатом этого может стать то, что расходные обязательства Фонда на 2015 год могут быть не исполнены.

Проще говоря, на то, чтобы лечить всех нуждающихся, денег в этом году не хватит. То есть те самые 55 млрд рублей, которые россияне заплатили за посредничество страховщиков, могли бы если не спасти, то по крайней мере существенно поддержать дефицитный бюджет ФОМС.

Система отлаженного воровства

Страховые компании, участвующие в системе ОМС, не только не справляются со своими изначально задекларированными функциями, но и высасывают из нее деньги, которые ей так нужны. Более того, в этой цепочке они даже не являются собственно «страховыми», поскольку не участвуют в ОМС собственными деньгами и, соответственно, не берут на себя никаких страховых рисков. «Функцию страховщика в данном случае выполняет государство. А страховые компании просто посредники между государством и государственными же учреждениями здравоохранения», — поясняет президент Лиги защитников пациентов, член Экспертного совета при правительстве Александр Саверский. По словам эксперта, деятельность страховщиков в принципе не может позитивно сказываться на системе здравоохранения. «Совсем небольшую пользу дает их работа по наложению штрафов за приписки и другие нарушения со стороны медицинских учреждений, но это совсем не свойственная страховщикам функция. Она должна выполняться надзорными органами», — считает Саверский.

Кроме того, в госздраве, как и в любой другой системе, лишние звенья — это дополнительные возможности для воровства. В середине 2000-х в ФФОМСе уже разразился коррупционный скандал, за вымогательство взяток у фармкомпаний и территориальных фондов директор федерального фонда Андрей Таранов и ряд его замов получили от трех до девяти лет в колониях общего и строгого режима.

 

Андрей Таранов в Мосгорсуде во время оглашения приговора по делу о коррупции в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Кто может заменить страховщиков и ФОМСы

Исключение страховщиков из системы здравоохранения и передача их функций отдельному подразделению Минздрава или, например, специальному федеральному агентству выглядят если не стопроцентным решением проблемы, то по меньшей мере шагом в правильном направлении. Функции ФОМСов вполне могут выполнять федеральный и территориальный бюджеты. Справляются же они с аккумуляцией и распределением средств от налоговых сборов, так почему бы не передать им аналогичные полномочия в отношении средств на финансирование здравоохранения?

К сожалению, в планы правительства такие перемены пока не входят. Даже наоборот, согласно Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015–2030 гг., роль страховых компаний в системе ОМС предлагается расширить, да еще и ввести для них льготное налогообложение. Как считает Саверский, таким образом в Стратегию заложено не развитие системы ОМС, о необходимости которого не раз заявлял президент России Владимир Путин, а всего лишь плохо завуалированное перераспределение бюджета в интересах страховщиков. Если Стратегия будет реализована в том виде, в котором она существует сейчас, институт конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь будет просто-напросто разрушен, а страховые компании, собирающие маржу с денежных потоков, станут фактически центром системы ОМС и будут вольны распоряжаться здоровьем нации, то есть наживаться на нем, как им вздумается.

 


источник :  rusplt.ru

вернуться в раздел новостей