В Москве состоялся Внеочередной съезд Национальной медицинской палаты. Около 2 тысяч делегатов из 83 регионов РФ приехали принять участие в его работе. Цель съезда - разработка практических решений по самым важным на сегодня отраслевым проблемам.
По итогам съезда НМП было вынесено ряд принципиальных предложений. В частности, участники съезда считают, что необходимо стратегическое планирование лекарственного обеспечения без отрыва от стратегии развития здравоохранения
Поиску решений проблем лекарственного обеспечения была посвящена отдельная сессия внеочередного съезда Национальной медицинской палаты.
В докладе о путях совершенствования лекарственного обеспечения граждан Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики, кандидат фармацевтических наук, выделил несколько проблемных аспектов. Стратегия лекарственного обеспечения граждан в России декларативна по своей сути и не определяет того, как должна выстраиваться полноценная система (от момента появления лекарственного препарата до его употребления). Кроме того, она не учитывает концепции развития здравоохранения и будет требовать кардинального пересмотра с принятием Стратегии развития здравоохранения до 2030 года.
Сегодня основное недовольство населения лекарственным обеспечением вызвано тем, какими препаратами лечат, а также уровнем доступности лекарств. И системе требуется ряд кардинальных изменений.
Среди основных принципов построения эффективной системы лекарственного обеспечения Мелик-Гусейнов назвал четкое определение принципов доказательной медицины: препарат, имеющий нарушения международных стандартов и принципов проведения клинических исследований, не должен иметь статус клинически доказанного.
Сегодня на основе доказательной медицины применяются лишь 60% лекарств, 40% обращающихся лекарств – это препараты без доказанной медицинской базы, которые закупаются на государственные деньги.
Необходимо создать достоверный регистр пациентов с хроническими заболеваниями, которого сегодня нет.
«Мы не знаем, сколько людей у нас болеют раком, сколько – диабетом и другими серьезными хроническими заболеваниями, соответственно, мы не можем адекватно рассчитать потребность в лекарствах для их лечения», – сказал Давид Мелик- Гусейнов.
Ведение регистров пациентов должно стать обязательным для всех хронических заболеваний. С его предложением согласились участники съезда.
Проблема, которая провоцирует фармпиратство – слабая система государственного контроля за качеством медикаментов. В России осуществляется выборочный контроль лекарств: Росздравнадзор проверяет лишь 2-3% лекарств, которые находятся в обращении, и государство сегодня не может обеспечить гарантии качества лекарственной продукции, что приводит к слухам в СМИ и панике среди населения. Мера, которая поможет решить проблему – посерийный контроль за лекарствами, входящими на российский рынок (практика времен СССР), и ведение базы данных о нарушениях. Другим способом контроля за качеством медикаментов должно стать развитие службы фармаконадзора. Сегодня врачи опасаются подавать рапорты по нежелательным явлениям на лекарственные препараты, поскольку опасаются карательных мер в своей адрес от проверяющих органов.
«Нужно уходить от позиции презумпции виновности врача, – говорит Давид Мелик- Гусейнов. – Напротив, Минздрав должен разработать систему мотивации для врачей, подающих такие рапорты, с целью выявления лекарственных препаратов, не соответствующих терапевтическим целям».
Важнейшей проблемой является эффективность в обеспечении лекарственными препаратами.
Олег Нагибин, председатель правления Рязанской врачебной палаты, отметил, что 17 млн граждан имеют право на льготное лекарственное обеспечение (это более 10% населения России). При этом, по федеральным льготам, они имеют право отказаться от лекарств, заменив льготу денежной компенсацией. Лишь 3 млн человек сохранили за собой право получать лекарства, а 14 млн выбрали денежную компенсацию, на которую государство тратит 200 млрд рублей ежегодно.
«Фактически, лекарственное обеспечение превратилось в доплату к пенсиям, – отметил Нагибин, – что приводит к неэффективному использованию ресурсов и нарушению прав населения на бесплатные медикаменты».
Огромное количество нареканий у граждан вызывает наличие препаратов в аптечных сетях и доступность самих аптек. Участники съезда отметили дисбаланс между количеством аптек в крупных городах и невозможностью приобрести лекарства во многих сельских районах. Владельцы частных аптек не заинтересованы в открытии аптек на селе, к тому же, «беззубая» система госконтроля (Росздравнадзор обязан предупреждать аптеки о планируемых проверках) за аптечным ассортиментом не может гарантировать наличия необходимых населению лекарств в частных аптеках.
В связи с озвученными «болевыми точками» на съезде были приняты следующие решения:
- обеспечить доступ к необходимым лекарственным препаратам широких слоев населения, используя элементы лекарственного возмещения/страхования;
- Министерству здравоохранения активизировать работу по формированию регистров больных с наиболее значимыми заболеваниями, в том числе – и в целях планирования лекарственного обеспечения;
- Правительству РФ рассмотреть возможность прекращения практики монетизации льгот в части лекарственного обеспечения (право выхода пациентов из ДЛО);
- органам государственной власти субъектов РФ создать в стране систему опорных государственных аптек, конкурирующих по цене и ассортименту с частными. Министерству здравоохранения РФ применять стратегическое планирование лекарственного обеспечения без отрыва от стратегии развития здравоохранения.
- Министерству здравоохранения РФ и органам управления здравоохранением субъектов РФ активизировать работу по формированию регистров больных с наиболее значимыми заболеваниями.
Интерактивное голосование по вопросам лекарственного обеспечения показало, что:
- 48,8% врачей считают, что жители их регионов не обеспечиваются лекарственными медикаментами полностью (22,1% участников проголосовали за то, что обеспечение лекарствами в их регионе полное, и 29,1% отметили его, как неудовлетворительное);
- 66,3% не удовлетворены лекарственным обеспечением стационаров (31,4% – удовлетворены, и затруднились ответить на вопрос 2,3%);
- 74,7% поддерживают идею софинансирования пациентами лечения в стационарах при назначении им дорогостоящих медикаментов –при условии их согласия ( 23% отрицательно относятся к ней, и 2,3% затруднились с ответом).
источник : www.zdrav.ru