Время обещаний для медиков закончилось, считает директор Центрального НИИ информатизации и организации здравоохранения Владимира Стародубова. Впереди у отечественного здравоохранения «худые годы».
Для начала посчитаем: сколько денег в ближайшие годы будет в совокупном бюджете российского здравоохранения?
Арифметика такая. С одной стороны, ежегодные поступления в копилку ОМС вырастут приблизительно на 180 миллиардов, поскольку взносы в этот фонд будут взимать полностью со всей зарплаты. Правда, деньги ОМС еще нужно собрать. С другой стороны, за счет ОМС теперь будет оплачиваться высокотехнологичная медицинская помощь, средства на которую раньше шли из федерального бюджета. А это ни много, ни мало 80 миллиардов рублей из копилки ОМС в минус. Еще на 60 миллиардов уменьшится федеральная часть бюджета. Оставшиеся 40 миллиардов страховой прибавки уйдут на здравоохранение Крыма и содержание четырех федеральных центров, которые теперь будут финансироваться напрямую из бюджета здравоохранения. То есть, дай бог, чтобы в 2015 году денег в медицине, с учетом инфляции, было бы фактически столько же, сколько в 2014.
Доля здравоохранения по отношению к валовому национальному продукту к 2017 году в лучшем случае увеличится на 0,1 процента и составит не более 3,8 процента. А вот зарплаты врачей, в соответствии с указом президента, должны расти и в 2015, и в 2016 году. Резкий скачок зарплат планируется в 2017-2018.
Как в этих условиях будет финансироваться медицина? Амбулаторное звено — по принципу подушевого финансирования. Как показал опыт, здесь такое финансирование имеет много преимуществ, потому что помогает наладить рациональное эффективное расходование средств. Правда, при одном условии. Оно должно быть адекватным. А ведь сейчас даже Москва, где уровень подушевого финансирования намного выше, чем в других субъектах РФ, вынуждает врачей в поликлиниках работать на две ставки для того, чтобы обеспечить им высокую зарплату. Учитывая двухставочную работу – о качестве медицинской помощи не приходится говорить.
Сложнее всего вопрос о финансировании стационаров. «И тут я, может, крамольную вещь скажу», — признается Стародубов. У регионов есть мониторинг демографических показателей и мониторинг зарплат бюджетников, в том числе врачей. Не всегда показатели этих мониторингов работают в одном направлении. Как, например, при ограниченном бюджете довести зарплату врачей до необходимой цифры? Руководители регионов нашли способ: просто уволить лишних. В амбулаторном звене это достаточно проблематично – там и так дефицит кадров. Поэтому идет сокращение коечного фонда в стационарах, которое почему-то называют оптимизацией. Но никакой оптимизации тут нет.
Если уж сокращать койки, то по другому принципу. В здравоохранении спрос определяет предложение. Количество коек в стационарах должно определяться потребностью населения в медицинской помощи. Перейдя на одноканальное финансирование, нужно дать проявиться этому показателю. Только после этого руководители медицинских учреждений, в зависимости от того, какая медицинская помощь востребована, сами изменят структуру коечногофонда. Но средства на удовлетворение потребности населения в медицинской помощи необходимо найти.
«В связи с этим – как бы поаккуратнее сказать – я не считаю, что указ президента о зарплатах врачей может быть реализован в том виде, как он есть», — говорит Стародубов. Повышать уровень заработной платы врачам хорошо и необходимо. Но если вследствие этого сама система оказания медицинской помощи окажется на грани развала? В стране идет рецессия. Средства на здравоохранение в той экономической ситуации, в которой мы оказались, не могут быть увеличены и, вероятнее всего, будут сокращаться. Нужно учитывать, что финансирование закупки лекарств, дорогостоящего оборудования в реальном выражении сократятся примерно на 40-50 процентов. И коммунальные платежи со следующего года повысятся на 10 процентов. Реально ли в этой ситуации врачу рассчитывать на зарплату в 60 тысяч, если в регионе средний заработок составляет 30 тысяч?
«Если мы хотим быть реалистами, то должны понимать – в ближайшие 2-3 года, пока в стране не будет увеличения доходной части бюджета, бюджет здравоохранения увеличиваться не будет. Нам нужно готовиться работать в более сложной ситуации, чем в предыдущие 3-4 года», — предупреждает Стародубов.
источник : alla-astakhova.ru/