За первые несколько месяцев этого года в России умерло на 3,7% людей больше, чем за этот же период в прошлом году, констатировал премьер Дмитрий Медведев и поручил ответить на вопрос, почему. Вопрос действительно сложный – ответить на него пытались уже и Минздрав, и Счетная палата. Скорее всего, повлияли сразу несколько факторов.
Премьер Дмитрий Медведев поручил выяснить причины роста смертности среди граждан России. «В прошлом году начала увеличиваться смертность. Уже за первые четыре месяца текущего года, то есть с января по апрель, этот показатель вырос на 3,7%», – констатировал глава правительства.
«Это беспрецедентная оптимизация, которая привела к сокращению доступности помощи повсеместно»
«Скажем прямо, есть разные гипотезы о причинах роста, включая и следствие роста продолжительности жизни, и по понятным причинам, как следствие старения населения, увеличение количества смертей. Есть эпидемические проблемы, есть и социальные проблемы, и медицинские факторы, которые довольно существенно разнятся по всем нашим территориям», – заявил Медведев, отметив, что во всей этой ситуации необходимо «самым капитальным образом разобраться».
Минздрав не признается
В свою очередь глава Минздрава Вероника Скворцова заявила, что смертность в России по итогам прошлого года осталась на уровне 2013 года.
Возглавляемый Скворцовой Минздрав за последние месяцы сделал два противоречащих друг другу заявления о ситуации со смертностью в России. В начале мая в ведомстве заявили, что в России в группе населения 20–39 лет с 2012 по 2014 год смертность снизилась на 1,8%, в группе 40–59 лет – на 6,6%, а в группе 60 и выше лет – почти на 5%.
Согласно этим заявлениям, сделанным со ссылкой на доктора экономических наук Аллу Иванову, значительно снизилась смертность россиян по основным классам заболеваний. Так, в прошлом году смертность от главной причины – болезней системы кровообращения – снизилась на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, что связано, прежде всего, со снижением смертности от ишемической болезни сердца на 6,7% и снижением смертности от цереброваскулярных заболеваний на 5,7%. Смертность от туберкулеза, согласно этим данным, снизилась почти на 10%: целевой индикатор 2014 года существенно перевыполнен, достигнув значения, которого планировалось достичь лишь к 2020 году.
Другие ведомства ничего подобного не говорят. По данным Росстата, за первый квартал 2015 года прирост смертности в России составил 5,2%, число умерших достигло 507 тыс. человек, что на 23,5 тыс. человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. Согласно мониторингу Росстата, наибольший прирост смертности показали заболевания органов дыхания (22%). Смертность от болезней кровообращения, хотя и находится на четвертом месте по объему прироста (5%), по-видимому, сделала самый большой вклад в увеличение общего числа смертей: в расчете на 100 тыс. населения на нее приходится максимальная доля – 718 человек (в 2014 году – 687 человек).
Об увеличении смертности говорят и данные Счетной палаты. В среду ведомство заявило о выявленных по результатам проверки исполнения бюджета нарушениях. В части реализации госпрограммы «Развитие здравоохранения» не достигнуты плановые значения по 14 показателям, включая смертность населения, констатировали в СП.
Подробно ситуацию Счетная палата разбирала еще в апреле. «Несмотря на то, что «оптимизация» предполагает действия, при которых достигается наилучшее состояние системы в целом, комплекс проведенных мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций, в первую очередь проявляющихся... ростом на 3,7% числа умерших в стационарах, увеличением на 2,6% внутрибольничной летальности больных, ухудшением качества жизни населения», – говорится в докладе аудитора ведомства.
В конце мая представитель Минздрава все-таки сказал что-то о росте смертности, но объяснил ее тем, что, «по единодушному мнению европейских исследователей, был подъем заболеваемости респираторными заболеваниями, включая грипп А (H3N2)».
По мнению исполнительного директора «Объединения частных медицинских клиник и центров» Сергея Лазарева, более правдоподобные данные – те, которые публиковал Росстат, то есть рост смертности на 5,2%, а премьер-министру представили другие данные: «Статистика Минздрава и статистика Росстата отличаются. То, что подали на стол Медведеву, – это сказали: «Росстат неправильно посчитал».
«Это очень серьезная цифра. У нас что, война прошла?» – с горькой иронией сказал он газете ВЗГЛЯД, пояснив, что эти слова относятся как к 5,2, так и к 3,7%.
«Вообще рост смертности – это дико. Она не должна расти. Смертность должна уменьшаться в результате политики здравоохранения. Если у нас растет смертность, значит, политика, которая проводится, не способствует улучшению как здоровья, так и качества жизни наших граждан».
Уходящее поколение
Эксперт обратил внимание, что это явление может быть обусловлено двумя факторами. Первый и очевидный – серьезные проблемы в системе здравоохранения и в социальной сфере. Второй – колебания по синусоиде, связанные с количеством граждан, родившихся в тот или иной период. Поколение, рожденное после войны, – очень многочисленное. Сейчас его представителям от 60 до 70 лет. Средний срок жизни мужчины в России, напомним, составляет порядка 59 лет.
Однако один фактор не исключает другого: медицинское обслуживание стало менее доступным, его качество оставляет желать лучшего, а доходы основной части населения таковы, что призывы к здоровому образу жизни звучат для этих людей как издевательство.
«Кто-то и умер, не дойдя до врача»
Что касается доступности, то фактически введение системы электронной записи, о которой с таким воодушевлением рассказывали чиновники, привело к тому, что ближайшее окно приема у нужного человеку врача может быть через неделю или через две. Раньше человек, которому нездоровилось, мог измучиться в многочасовой очереди, но, как правило, попадал к врачу. Сейчас ему предлагают записаться на прием через неделю и все равно отсидеть в очереди. И эта неделя есть далеко не у всех больных. Те, у кого нет выбора, идут в платные клиники. А тем, у кого в связи с отсутствием средств нет и такого выбора, остается лишь надежда.
«Рост смертности связан со многими причинами, и это повод для анализа, потому что так просто никто не скажет: почему у нас выросла смертность? – говорит Лазарев. – Потому что у нас закрывали море больниц, роддомов и всего остального. С 1995 по 2012 год у нас закрыли 10 тыс. фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) из 32 тысяч».
«Смертность будет расти по еще одной причине: Минздрав станет бороться за уменьшение внутрибольничной смертности, которую констатировала Счетная палата. А это означает, что пациентов будут выписывать умирать на дом», – прогнозирует эксперт.
«Счетная палата назвала 25% рост платных услуг за прошлый год. Это чудовищная цифра, – рассказал газете ВЗГЛЯД президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. – И это только те, кто смогли заплатить! А ведь не все смогли заплатить – кто-то и умер, не дойдя до врача. Это беспрецедентная оптимизация, которая привела к сокращению доступности помощи повсеместно, даже в Москве. Медицинская статистика стоит на приписках. Глава московского фонда ОМС признал, что в 2013 году в Москве было оказано 700 млн услуг, а в 2014 году – 400 млн».
Время
Саверский предположил также, что мог сыграть роль еще один фактор – переход на так называемое летнее время. 2014-й был третьим годом жизни при летнем времени. Когда его вводили, эксперты говорили, что три года – тот самый срок, который скажется на демографии. Возможно, мы имеем дело с последствиями. Должны были появляться хронические отклонения, они и появлялись, люди жаловались на хроническую усталость. Зима, февраль, а то, что возврат был в ноябре, этого было недостаточно.
источник : www.vz.ru