с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Не навреди
09 Июля 2015 г.

Д. м. н., профессор МГМУ им. Сеченова Дмитрий Балалыкин — о том, почему вызывать бригаду скорой помощи стало так же опасно, как и не вызывать ее.

 

Дмитрий Балалыкин

За последние несколько месяцев правоохранительным органам пришлось расследовать сразу несколько вопиющих случаев нарушения профессиональной этики, превышения полномочий и других преступных действий со стороны медицинских работников — профессионального сообщества, от которого мы привыкли ждать помощи в уверенности, что каждый их шаг продиктован непреложным принципом «Не навреди».

В поле зрения СМИ попали только те истории, которые развернулись в Москве и Северной столице и, наверное, только та часть из них , где дело закончилось для пациента смертью или комой. А сколько подобных случаев с транспортировкой пациентов, находящихся без сознания, просто не доходят до сочувствующей аудитории? Что, если фельдшерская бригада прямо сейчас, в эту самую минуту, тащит жителя одного из регионов нашей страны волоком по асфальту, как тяжелую мокрую куклу? Что, если питерская история, где сотрудники скорой помощи, вызванные для оказания неотложной психиатрической помощи, до смерти избили пациента, повторяется вновь и вновь где-то в Сибири, Краснодарском крае или Вологодчине?

Проблема несколько глубже, чем в ощущении собственной безнаказанности, отсутствии контроля или пренебрежении принципами врачебной профессии. Разве можно было раньше представить, что медик может сознательно навредить пациенту? Речь ведь не идет о врачебной ошибке или запоздалом оказании помощи. Перед нами случаи умышленного причинения вреда здоровью, а статус медицинского работника, как говорится, «при исполнении» становится здесь «отягчающим обстоятельством». На мой взгляд, у коллег, которые оказались замешаны в любой из похожих историй, просто отсутствуют внутренние качества, которые делают медицинского работника профессионально пригодным. И воспитать в себе соответствие с важнейшим критерием профессионализма - соблюдением врачебной этики - является едва ли не самым главным из них.

Последние несколько лет студенты медицинских вузов считают курс истории медицины и входящий в него курс медицинской этики чем-то несущественным. А мне приходит на память один случай, который имел место в начале 1980-х годов при Черненко. Газета «Правда» тогда опубликовала очередные призывы ЦК КПСС к 7 ноября. Традиционно в этих лозунгах прослеживались официальные политические приоритеты государства. Так вот, по чьему-то недомыслию призыв, адресованный врачам, оказался в одном лозунге с работниками торговли и сферы услуг: «Уважаемые советские врачи, торговые работники, сотрудники сферы услуг, трудитесь дальше, работайте лучше» и тому подобное.

Эта короткая фраза, опубликованная в газете, вызвала невероятную бурю внутри сообщества. Врачи в негодовании направляли в ЦК и в газету «Правда» письма, возмущенные тем, что их приравняли к сотрудникам сферы обслуживания. Им было важно доказать – нельзя низводить медицинское искусство до уровня услуг. Нельзя относиться к пациенту как к клиенту в ресторане и, если он выпил лишнего, выкидывать его на улицу.

Сегодня никто подобным образом уже не отреагирует, ведь у нас нет как таковой медицинской помощи, нет достойной оплаты за нее, у нас есть услуга и тариф. То есть фактически происходит процесс выхолащивания содержимого профессии, что приводит к вышеобозначенным примерам.

Сейчас мы отказываемся от наследия и практических приемов советского здравоохранения, дистанцируемся от него как от некачественного и изжившего себя. Но тогда врачи понимали, что такое долг и, если хотите, не забывали о клятве «отца медицины» Гиппократа. Понимали, что, прежде всего, медицинский работник действует в интересах пациента, и только они — главный ограничитель того, чего делать нельзя в принципе.

Единственный возможный выход из сложившейся ситуации - возвращение к традициям, которые всегда существовали в программе медицинских училищ и высшего образования. В советское время обучение начиналось с курса этики и деонтологии, которые рассказывали о принципах взаимоотношения с пациентом. И хотя за последние 25 лет в контексте огромного технического прогресса подход к реформированию медицинской отрасли изменился в пользу совершенствования технологий диагностики и лечения заболеваний, необходимость в этом исчезает, если пациента просто не довезли до больницы.

 


источник :  lifenews.ru

вернуться в раздел новостей