Законопроект «Об охране здоровья граждан» был принят Госдумой во втором чтении 24 октября и теперь заменит существующие с 1993 года «Основы законодательства РФ об охране здоровья». Мнения о жизнеспособности нового регламентирующего документа разделились. С одной стороны, и старые уже не отвечают современности, с другой, улучшат ли ситуацию со здравоохранением основы нынешние.
Стоит напомнить, что первый вариант законопроекта, предложенный к рассмотрению еще в июле, вызвал негативную реакцию со стороны не только медицинских, но и общественных организаций. Пироговское движение врачей, Общество специалистов доказательной медицины, Лига пациентов и президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль – все в один голос утверждали, что документ не просто сырой, но и в чем-то даже опасный. Врачи требовали допустить их к доработке законопроекта или хотя бы учесть их поправки. И только когда в спор вмешался Владимир Путин, просьбы докторов были удовлетворены. Как сообщает пресс-служба Пироговского движения врачей, всего медицинскими и общественными организациями было предложено внести в законопроект более 760 поправок, из которых в окончательную редакцию внесено было около 200.
«Законопроект остался негодным и ко второму чтению, – сетует президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов. – Там так много ошибок, что я нисколько не сомневаюсь: в ближайшие годы его придется сильно менять. Он надолго останется памятником глупости, бездушию и некомпетентности». Общественные организации недовольны, что одна из самых больных тем для медицины – оказание платных услуг – по сути осталась в новом документе без изменений. «Введение понятий платной и бесплатной помощи приведет к платному здравоохранению, – уверен глава Лиги пациентов Александр Саверский. – Предлагаемые законопроектом формулировки не смогут жестко разграничить бесплатные и платные услуги, что приведет к росту последних». К тому же общественники скептически относятся к уверениям чиновников в том, что населению гарантирован тот объем бесплатной медпомощи, который провозглашен в законе.
Еще одна непростая сфера – дозирование лекарств, в частности, обезболивающих, тоже вызывает большое нарекание у общественных и медицинских организаций. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует дозу обезболивающего средства подбирать человеку индивидуально, в то время как российские чиновники суточную дозу ограничивают. К тому же законно для медицинских целей на душу населения применяется обезболивающих в 30-40 раз меньше, чем в развитых странах, да и современная система фармацевтического контроля выстроена таким образом, что аптекари боятся держать у себя эти средства, врачи боятся выписывать, а страдают пациенты, которые не могут получить обезболивания и терпят ни с чем не сравнимые муки. Особенно это касается онкобольных. При этом ВОЗ разрешает лечащим врачам выписывать болеутоляющее, а в России получение препарата зависит от визы завотделением, кроме того, у рецепта ограниченный срок действия и объем отпускаемого за один раз лекарства.
Однако при всех недостатках назвать новый закон совсем уж провальным нельзя. И врачи, и чиновники отмечают множество положительных моментов. Например, теперь четко разграничены полномочия между муниципальным и субъектовым уровнями. На это в своем интервью «Московских новостям» указал один из разработчиков законопроекта академик РАМН Владимир Стародубов. «С принятием нового закона вся полнота ответственности за охрану здоровья граждан ложится на субъекты Российской Федерации, – заявил он. – Это значит, что все муниципальные лечебные учреждения передаются в собственность субъектов, в том числе традиционно входившие в зону ответственности муниципальных властей служба родовспоможения, скорая помощь и первичная медико-санитарная помощь». И хотя ответственность за медицинскую помощь будет возложена на губернаторов, за ними остается право делегировать полномочия по управлению здравоохранением муниципалитетам.
Второй немаловажный плюс, на внесении которого настаивал Леонид Рошаль, – законодательно закрепленное право профессиональных медицинских сообществ участвовать в разработке стандартов, протоколов лечения и тарифов в системе обязательного медицинского страхования. Однако ситуация с этим допуском тоже неоднозначная: чиновники хоть и разрешили профессиональным объединениям врачей участвовать в обсуждении тарифов ОМС и стандартов оказания медпомощи, но ввели порог допуска к управленческим решениям. Теперь чиновники будут работать только с теми профессиональными организациями, в которых состоят не менее 25% медицинских работников региона. Это вызвало опасение у врачей, потому что данный ограничитель чиновники смогут использовать в своих целях.
Есть так же позитивные сдвиги и для пациентов. В законе сказано, что в рамках программы госгарантий бесплатно оказываются все виды медицинской помощи, включая паллиативную (временную). В список бесплатных видов медпомощи входят и первичная медико-санитарная, и специализированная. Отказать в ней не могут даже частные медорганизации, задействованные в реализации этой программы. Кроме того медучреждение обязано бесплатно заменить лекарство на более дорогое в случае непереносимости назначенного препарата, предоставить больному индивидуальную палату в силу тяжести заболевания или по эпидемиологическим показаниям, оказать транспортные услуги для проведения обследования, если осуществить данное в рамках медучреждения невозможно.
Также законопроектом впервые вводится понятие «врачебная ошибка» и прямой запрет на эвтаназию и на общение фармацевтических представителей с врачами.
В целом врачи и представители общественных организаций своего добились: чиновники их услышали. По мнениям экспертов, все недостатки нового закона всплывут в ближайшие год-два, а потому снова придется документ дорабатывать или издавать множество подзаконных актов и поправок. Но все же начало диалогу между чиновниками и врачами положено.
источник : вернуться в раздел новостей
http://cheldoctor.ru/news/449658.html