Мама и бабушки 19-летней студентки Московского университета дизайна и технологии из Екатеринбурга Алины Саблиной подали жалобу в Конституционный суд. По официальной версии, девушка умерла от травм, полученных в результате ДТП, в больнице, однако, при этом, врачи без ведома семьи Алины изъяли у девушки внутренние органы. Родственники студентки пытаются добиться правды через суды, однако пока им этого не удалось. Как считают эксперты, "лазейку" для проведения трансплантации органов даже без ведома родственников открыло само государство.
Трагедия в семье екатеринбургской студентки произошла в прошлом году. 11 января 2014 года Алину Саблину в столице сбила машина, когда девушка вместе с подругой переходили дорогу по пешеходному переходу. Согласно материалам искового заявления в Замоскворецкий суд Москвы, после аварии Алину привезли в 24-е отделение реанимации и интенсивной терапии ГКБ №1 (Москва). Родители девушки Елена и Олег Саблины узнали об аварии в тот же день и немедленно прилетели в Москву из Екатеринбурга.
15 января заведующий отделением Дмитрий Остапченко сообщил матери студентки, что, несмотря на усилия врачей, улучшений в состоянии Алины не наступило, и девушка впала в анатомическую кому, у нее пропали рефлексы. На следующий день состояние здоровья Алины ухудшилось. Еще через день родители дважды пытались навестить дочь, однако, со слов родственников, врач анестезиолог-реаниматолог 24-ого отделения Алексей Карзин их не пустил без объяснения причин. Тогда же врач, якобы, отказался говорить с родителями о состоянии Алины.
"В течение обоих разговоров между лечащим врачом и родителями Алины врач вел себя, как будто хотел избавиться от них как можно скорее. Врач выглядел нервным и раздраженным, как будто что-то знал и чего-то боялся, и отвечал резким голосом на вопросы родителей Алины, не смотря им в глаза. Родителей Алинины не пустили к дочери и морально вынудили покинуть больницу. Алина скончалась 17 января 2014 года в 23.40, по прошествии менее шести часов после того, как сотрудники ГКБ №1 отказали ее родителям в допуске к дочери", - говорится в исковом заявлении в суд.
Отметим, что о смерти своего ребенка родители студентки узнали не от врачей, а от похоронного агента, когда на следующий день он предлагал родственникам свои услуги. Только после этого Елене Саблиной подтвердили смерть дочери уже в ГКБ №1.
Спустя месяц после смерти дочери, 15 февраля, Елена Саблина, ознакомившись с материалами уголовного дела, возбужденного в отношении водителя машины, сбившего Алину, прочитала заключение эксперта (экспертизу трупа), в котором было подробно описано изъятие органов ее дочери в ГКБ №1. Согласно документу, у девушки изъяли три внутренних органа: сердце и почки. При этом, внутреннее исследование судмедэкспертом тела Алины показало, что в ГКБ девушке также удалили часть ее аорты, нижнюю полую вену, надпочечники и кусок нижней доли правого легкого, т.е. еще четыре органа. Акт об изъятии органов был направлен судебно-медицинскому эксперту для проверки, но не был предоставлен родителям Алины. Само же медучреждение не предоставило никаких объяснений несоответствия количества изъятых органов количеству зафиксированных в акте.
"Алина никогда не давала соглашения стать донором своих органов. Никто не спрашивал родителей Алины, была ли Алина согласна стать донором своих органов, или согласны ли они на изъятие органов Алины для трансплантации в связи с невозможностью узнать волеизъявление Алины. Таким образом, родители Алины были лишены возможности выразить свое решение относительно изъятия органов дочери. За все посещения и при многочисленных разговорах с врачами и работниками больницы, родителям Алины не сообщили о планируемом изъятии, не предоставили возможность выразить свое согласие", - говорится в исковом заявлении.
Родственники Алины обратились в Замоскворецкий районный суд Москвы с иском о взыскании морального вреда в связи с незаконным изъятием органов в размере 1 млн руб. - матери девушки Елене Саблиной, а также бабушкам студентки Нэлли Саблиной и Татьяне Бирюковой.
Суд шел больше года и решение было вынесено только в апреле 2015 года: в требованиях отказать. В своем решении райсуд руководствовался законом РФ, согласно которому изъятие органов не допускается, если медицинское учреждение было поставлено в известность, что сам донор или его близкие родственники несогласны с процедурой. Таким образом, врачи действовали законно, изымая органы девушки?
Как бы дико это ни звучало, но в такой ситуации оказаться может любой гражданин России: чтобы органы не изъяли, нужно предупредить заранее, в противном случае, если сделано этого не было, у врачей "развязаны руки".
Родственники Алины подали апелляции в Мосгорсуд на решение райсуда, однако они были оставлены без удовлетворения.
Мама девушки просила возбудить уголовное дело по факту изъятия внутренних органов дочери и исчезновения пяти из восьми изъятых органов, однако Следственный комитет отказал ей в этом.
В настоящее время семья Алины Саблиной подала жалобу в Конституционный суд России с жалобой на закон, "который игнорирует чувства родителей и разрешает врачам жестоко относиться к родственникам пациентов".
"Родственники Алины - бабушки и мама - добиваются того, чтобы закон о трансплантации (статья презумпции согласия) был изменен, потому что врачи им злоупотребляют. В частности, реаниматологи. Закон позволяет им делать так, как получилось с Алиной: после аварии она поступила в реанимацию, и уже на второй день ее нахождения в реанимации заведующий реаниматологии сообщил трансплантологам о том, что у них находится потенциальный донор. В течение последних шести дней ее жизни ее уже готовили к трансплантации, но родителям ничего не сообщалось. О произошедшем они узнали спустя месяц совершенно случайно, хотя по закону имеют право давать свое согласие на это или нет", - прокомментировал ситуацию Накануне.RU представитель родственников в суде - адвокат Антон Бурков.
Как пояснил представитель семьи Алины, "на словах" врачи пояснили, куда же все-таки делись органы девушки: "их попутно уничтожили". Чтобы изъять орган и пересадить другому пациенту, например, сердце, должна быть аорта. По словам врачей, ту же аорту они уничтожили, чтобы "вырезать орган и пересадить другому", однако документально это никак не подтверждено и существует вероятность, что изъятые органы и вовсе "ушли на сторону".
О необходимости внесения изменений в действующее законодательство, когда "отсутствие несогласия является согласием", говорят и эксперты. "Мнение здесь возможно только одно: только при согласии родителей или родственников [проводить трансплантацию]. Отсутствие такого согласия означает глумление над телом, являет собой современную форму канибаллизма, паразитизма и стоит, на мой взгляд, в одной цепочке с такими явлениями, как добыча эмбрионального материала, т.е. принудительные аборты или аборты, совершенные обманом; стоит в одной цепочке и тесно связано с похищением детей и впоследствии их насильственной смертью", - поделился мнением с корреспондентом Накануне.RU начальник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем Российского института стратегических исследований, редактор портала Demographia.net Игорь Белобородов.
Он также отметил, что такая "юридически циничная позиция мотивирует спрос". "Фактически, она обслуживает интересы этой массы, которая зарабатывает на органах, в том числе, детских. Ни к чему хорошему это не приведет: отсутствие ясности в законе фактически потакает детоубийству и похищению детей. Здесь не может быть никакой двойной трактовки", - подчеркнул Белобородов, отметив, что такая пугающая практика - это "античеловеческий подход, который никоим случаем нельзя поощрять и оставлять безнаказанным".
источник : www.nakanune.ru