Дело умершей Ани Фаткуллиной вновь слушается в суде. Теперь в качестве ответчика выступает медицинское учреждение
Напомним, в конце ноября 2012 года девочке была сделана операция в ФЦССХ в Перми главврачом Сергеем СУХАНОВЫМ. На седьмые сутки после операции маленькая пациентка была выписана домой, но через два дня у нее поднялась температура (38,5).
Мать ребенка созвонилась с заведующим отделением детской кардиологии Михаилом СУХАНОВЫМ и настояла, чтобы ребенка обследовали вновь. Девочке сделали рентген швов и УЗИ сердца. В итоге поставили диагноз ОРВИ. С тем и отправили домой.
Презумпция горя
Но самочувствие ребенка с каждым днем ухудшалось, и Фаткуллины побывали в нескольких больницах и у нескольких врачей в Екатеринбурге. Диагноз – инфицирование синегнойной палочкой – был поставлен лишь 6 декабря 2012 года. Последствия страшного диагноза – тромбы на митральном клапане, вживленном в сердце ребенка, вызвавшие множественные ишемические инсульты головного мозга, инфаркт селезенки, правой почки. 4 января 2013 года от послеоперационных осложнений девочка умерла.
Уголовное дело по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности, на скамье подсудимых оказалась врач-кардиолог Светлана САЗОНОВА, наблюдавшая девочку до и после операции) слушалось в Перми почти два года, и было закрыто осенью прошлого года по не реабилитирующим основаниям. Теперь родственники погибшей обратились в гражданский суд. Первое предварительное заседание состоялось 21 июля в Ленинском райсуде.
В зале присутствовали адвокат ответчика Александр СТАРЦЕВ, адвокат Светланы Сазоновой (проходящей по данному делу как третья сторона) Александр КЛЕСТОВ, дед Ани Фаткуллиной Аркадий КОНСТАНТИНОВ и адвокат пострадавшей стороны Сергей ЩУКИН.
На предварительном заседании пострадавшие изложили суть своих исковых требований – возместить все транспортные и юридические расходы, которые они понесли в связи с многочисленными переездами, с оплатой услуг адвоката. Плюсом к этому родственники погибшей потребовали возместить им моральный ущерб в размере 4,5 млн руб. В завершение истцы внесли ходатайство о приобщении к делу материалов, касающихся смерти еще одного пациента в ФЦССХ. Но судья Лариса ДУЛЬЦЕВА им отказала по причине незаконченности доследственной проверки.
– Ход и исход предыдущего судебного процесса, в частности, его намеренное затягивание, еще больше усугубили горестное состояние пострадавших, – сказал на суде Сергей Щукин. – Зато был представлен значительный объем материалов, в том числе признательные показания, полученные в ходе допросов главврача ФЦССХ Сергея Суханова, проведенных Следственным комитетом, которые и помогли нам впоследствии установить в качестве ответчика медицинское учреждение.
Отметим, что врач Сазонова, фигурирующая в данном деле как третье лицо, на процесс опять не явилась. Ее позицию озвучил Александр Клестов.
Без вины виноватые?
– Следователи высказывали мнение, что действия врача Сазоновой можно квалифицировать по ч. 2 ст. 109 УК РФ – причине-
ние смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения должностным лицом своих профессиональных обязанностей, но оно оказалось ошибочным, – считает Александр Клестов. – В ходе судебного разбирательства дело не было рассмотрено в полном объеме, а большинство свидетелей (экспертов, врачей) не были допрошены. Разбирательство получилось односторонним и необъективным, хотя со стороны моей доверительницы было сделано всё возможное. 22 ноября 2012 года Сазонова обследовала Аню Фаткуллину и высказала предположение, что та могла простудиться, так как симптомы были явными. На всякий случай было проведено еще два исследования, но бактериальный эндокардит не подтвердился.
Напомним, девочка умерла через полтора месяца после операции, сделанной в Перми. После операции она находилась на лечении еще в нескольких больницах Екатеринбурга, и диагноз ОРВИ ей поставили несколько специалистов: 23 ноября 2012 года – врач скорой помощи, 26 ноября – врач 11-й городской больницы. 29 ноября ребенку был поставлен диагноз «серозный менингит». Бактериальный эндокардит был поставлен ровно через 14 дней после операции.
Александр Клестов:
– Я считаю, что следственные органы допустили ошибку, отвечая в ходе своей работы только на вопрос, «есть ли причинно-следственная связь между действиями Сазоновой и смертью ребенка», а не на другой: «имелась ли причинная связь между ФЦССХ и смертью ребенка». Хотя косвенная связь между отказом в госпитализации и смертью девочки есть: Сазонова не была полномочна решать вопрос о госпитализации, этот вопрос решали завотделением Михаил Суханов и главврач центра Сергей Суханов. Но эта связь не была доказана.
Аркадий Константинов:
– Сейчас проводится доследственная проверка сразу по трем аналогичным фактам. В суде также слушалось дело о факте дичайшего избиения пациента врачом (дело врача ФЦССХ Андрея ВОТЯКОВА. – Прим. ред.). Что же касается нашего дела, то мы до сих пор не получили не только соболезнований, но даже разъяснений причин смерти моей внучки.
Следующее заседание назначено на 5 октября. На нем Фаткуллины должны представить суду неопровержимые доказательства, что их семья действительно(!) пережила невосполнимую утрату (одна из представленных справок о состоянии здоровья сестры Ани Инны не устроила судью). А слова адвоката семьи о презумпции горя, согласно которой пострадавшая сторона не обязана доказывать свое состояние, не произвели на судью должного впечатления.
СПРАВКА «ПО»
1262 нарушения в сфере здравоохранения выявлены прокуратурой Пермского края за прошлый год. Для их устранения опротестовано 48 незаконных правовых актов, внесено 283 представления. 418 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 18 – к административной, в суды предъявлены 332 иска. По материалам проверок возбуждены 2 уголовных дела. Чаще всего в обращениях граждан встречается обжалование действий медицинских работников в связи с некачественным оказанием помощи, а также с отказом медработников и органов власти в обеспечении лекарственными средствами. В 2013 году таких нарушений прокуратурой края было выявлено гораздо меньше – 702.
Елена Лодыгина
источник : www.permoboz.ru