На днях Министерство здравоохранения РФ обнародовало результаты первого всероссийского рейтинга поликлиник, в котором ульяновские медучреждения каким-то образом умудрились получить высокие оценки. Тем временем продолжают поступать жалобы на падение доступности и качества медицинской помощи.
Здание поликлиники №2 на улице Железной дивизии ремонтируется.
Пациентов отправляют лечиться в офисы.
К специалисту не попасть
Подтверждением этих слов является ситуация с ульяновским здравоохранением и конкретно – с объединением трех ульяновских поликлиник – городской поликлиники №1 на улице Кирова, городской поликлиники №2 на улице Железной дивизии и студенческой поликлиники по улице Гончарова – в одну.
В июне возмущенная происходящим жительница улицы Карсунской, 3 Маргарита Анохина направила письмо в министерство здравоохранения области. «Правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым, – говорится в письме, – пытается нас убедить, что здравоохранение необходимо модернизировать, внедряя «международные стандарты лечения», то есть усиливать поликлиники высококвалифицированными врачами и новым современным оборудованием для эффективной диагностики и лечения. А что происходит на самом деле? Объединили три поликлиники, а количество узких специалистов уменьшилось. В трех поликлиниках совсем нет инфекционистов, хотя гепатиты распространяются с молниеносной скоростью, никак не лечатся и превращаются в эпидемию. Всего один эндокринолог в студенческой поликлинике, записаться на прием к которому очень трудно. Единственный специалист вынужден обслуживать весь Ленинский район, половину Железнодорожного района и еще огромное количество студентов. Вы только представьте, сколько в городе больных сахарным диабетом и людей с больной щитовидной железой! Что делать таким людям? По этому поводу я обращалась в ваше министерство. Мне обещали разобраться, но вместо этого до меня дошли слухи, что единственному эндокринологу снизили зарплату. Это называется – разобрались».
Спустя ровно месяц из минздрава пришел ответ. В письме говорится, что оптимизация медучреждений идет в соответствии с утвержденной правительством региона «дорожной картой» и что направлена она на «выполнение стандартов лечения и возможность оказывать медицинскую помощь жителям региона в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи, утвержденными Минздравом России».
Порядок этот, надо думать, и предусматривает закрытие поликлиник.
Ссылаясь на администрацию ГУЗ «Городская поликлиника №1», в минздраве пишут о двух работающих эндокринологах и аж трех инфекционистах, один из которых, правда, «внештатный совместитель».
- Где работают эти врачи – я не знаю, а если и впрямь работают, то кого лечат? Попасть на прием к ним практически невозможно, – говорит Маргарита Анохина.
«С целью повышения качества и доступности первичной медицинской помощи населению в Ульяновской области внедрен институт врача общей практики, – говорится дальше в письме из министерства. – Проектом «Доктор рядом» предусмотрено создание в регионе сети офисов врачей общей практики, оказывающих бесплатные для населения медицинские услуги.
Открытие мини-клиник в жилых массивах Ульяновска позволяет получать квалифицированную медицинскую помощь в шаговой доступности, сделать медицинскую помощь действительно доступной, а также снизить остроту проблемы очередей».
- Офис – это контора, а в конторах, как известно, людей не лечат, – отмечает Маргарита Анохина. – «Квалифицированная медицинская помощь» на деле – это прием терапевта, который измерит давление, максимум – возьмут кровь на анализ. Но дальше-то что?
Нам нужны квалифицированные узкие специалисты и реальное лечение, добиться которого все сложнее. После каждого похода в поликлинику я вынуждена обращаться в минздрав. 4-й микрорайон, Тути разрастаются, кругом строятся высотные, до 24-х этажей, жилые дома. Здесь надо не закрывать уже работающие поликлиники, а строить новые. Но если бы власти заботились о народе…
Бросают больных
Что касается первого всероссийского рейтинга поликлиник, в исследовании Минздрава участвовали 1283 поликлиники, оказывающие помощь по детскому (325 поликлиник), взрослому (422 поликлиники) и смешанному профилю (536 поликлиник) из 80 регионов страны. Их рейтингование проводилось экспертами по 44 критериям, среди которых были такие, как число прикрепленных пациентов, доля врачей, имеющих квалификационную категорию, широта охвата вакцинацией и профилактическая работа в амбулаториях. Наибольшее количество баллов медучреждение могло получить за раннее выявление у пациентов сердечнососудистых и онкологических заболеваний, а потерять – из-за высокого количества смертей населения на дому и частых вызовов карет скорой помощи.
Лучшей в стране в итоге стала поликлиника №5 в Якутске, набравшая 8,7 балла из десяти возможных. Правда, главврач медучреждения призналась, что рада высокому месту, но так и не поняла, за что оно ему досталось.
«Я, честно говоря, пыталась узнать критерии оценки и не узнала», – приводит слова Елены Николаевой газета «Коммерсантъ».
В рейтинг попали и 15 медицинских учреждений Ульяновской области. Все они получили «четверки» и «пятерки». Лучшими стали детская городская клиническая больница Ульяновска (8,161 балла), клиническая больница №172 ФМБА в Димитровграде (7,564 балла) и Мулловская участковая больница (7,480 балла).
«Достоверность рейтинга очень невелика, это первичный сбор информации, искажения тут неизбежны»,считает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский, который не понимает практической пользы рейтинга.
Гузель Улумбекова, глава Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), считает выбранные Минздравом критерии оценки качества некорректными, приводя в пример диспансеризацию.
«От врачей требуют этим заниматься, и медики вынуждены бросать больных и заниматься здоровыми визитерами. Число посещений врачей с профилактическими целями в 2014 году выросло на девять процентов, а визитов по поводу заболеваний – уменьшилось на 15 процентов»,- цитирует Улумбекову «Коммерсантъ».
Между тем, по словам эксперта, граждане РФ «болеть меньше не стали», но врачи поликлиник зачастую не могут госпитализировать их в стационары из-за «сокращения коечного фонда». А из больниц, в свою очередь, нередко выписывают «недолеченных больных» для освобождения коек. По данным АСМОК, число госпитализаций в 2014 году уменьшилось на два процента.
Николай Генин
источник : sim-k.ru