с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Бизнесмены лечат или калечат?
31 Октября 2011 г.

“Похудение на 10 кг за 3 дня”, “Таблетка от всех заболеваний”, “Лечение улитками”... Похожие предложения можно встретить в СМИ, Интернете и даже на уличных баннерах. И очень многие люди верят в чудо-средства, способные в кратчайшие сроки сделать молодыми и красивыми. Однако с древности одной из главных врачебных заповедей была “Не навреди”. Cоблюдают ли ее сегодняшние лекари и кто контролирует их деятельность? Об этом корреспондент “СБ” беседовала с руководителем Управления Росздравнадзора по Ставропольскому краю Анатолием Антоненко [на фото].
— Анатолий Дмитриевич, в последние годы появилось множество различных негосударственных организаций, чья деятельность так или иначе связана с медициной. Как регулируется их работа?
— Есть положение о лицензировании медицинской деятельности, включающее в себя более 15 пунктов. В частности, для открытия фирмы понадобятся санэпидзаключение о соответствии санитарным правилам выполняемых работ и предоставляемых услуг, документы, подтверждающие соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию руководителя юридического лица [диплом, сертификат, свидетельство о повышении квалификации, трудовая книжка, подтверждающая стаж работы в области медицины не менее 5 лет, и т. д.]. Также нужны свидетельства наличия требуемых помещений [договор аренды, документ о праве собственности, поэтажный план БТИ с экспликацией]. Необходимо подтвердить и соответствие материально-технического оснащения, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающие использование медицинских технологий, разрешенных к применению Роспотребнадзором. Требований немало, перечислять все, наверное, сейчас не имеет смысла, людям, желающим начать медицинскую деятельность, лучше внимательно изучить законодательство или посоветоваться с юристами.
— Однако наверняка есть случаи, когда реальные условия работы компании не соответствуют закону...
— К сожалению, вы правы. Например, случай с ООО “М-клуб”. Общество имело лицензию на медицинскую деятельность. Однако на качество услуг в Министерство здравоохранения пожаловалась жительница Ставрополя. И при проверке выявили массу нарушений. Неправильно оформлялись договоры на оказание услуг, отсутствовала обязательная учетно-отчетная документация, система контроля качества медицинской помощи, ортопед вообще не вел документацию. Кроме того, не все врачи представили сертификаты и подтверждения квалификации.
Это еще далеко не все, но главное, по результатам проверки выявлены нарушения при изготовлении ортодонтической конструкции. В результате специалисты Управления Росздравнадзора по СК составили акт об административном правонарушении, согласно которому арбитражный краевой суд привлек ООО к ответственности в виде штрафа в 40 тысяч рублей.
— Выражение “Реклама — двигатель торговли” сегодня стало аксиомой. Но ведь бывает, что продвигаются товары и услуги, способные нанести вред или вводящие в заблуждение...
— Вообще реклама медицинской и фармацевтической продукции, а также услуг в сфере здравоохранения обладает некоторыми особенностями, в частности, ограничениями в размещении в соответствующих печатных изданиях и наличием регламентирующих законодательных актов. В основном внимание уделяется как раз рекламе товаров, представляющих потенциальную опасность, вводящих людей в заблуждение, сравнительной рекламе и так далее.
Приведу недавний пример. В Управление Росздравнадзора обратился ветеран Великой Отечественной войны. Он увидел рекламу об открытии в городе социальных аптек низких цен. Покупателям предлагалось просто прийти и получить свое право на льготы. Однако мы, проанализировав информацию и получив дополнительные сведения у рекламодателя, выяснили, что не все обещанное соответствовало действительности. Организация использовала созвучность собственного названия с наименованием аптечной организации, уполномоченной Министерством здравоохранения на оказание социальных услуг населению. А вместо льгот присутствовали скидки на розничную продукцию. Проще говоря, некорректно использовалось слово “льгота” вместо “скидка”, что вводило в заблуждение потенциальных покупателей. Кстати, впоследствии директор компании был привлечен к административной ответственности и штрафу в 10 тысяч рублей.
— Многие фирмы предлагают услуги по избавлению от лишнего веса. Все ли подобные компании действуют в соответствии с законом?
— Нет, здесь тоже встречаются нарушения. Так, в одной из городских газет была размещена реклама услуг Центра практической психологии “Вита”. Ее сопровождала следующая надпись: “Переключись в режим похудения!.. Аутогенное переключение — это не лечение, а эффективная психологическая помощь!”. У специалистов территориального Управления Росздравнадзора возник законный вопрос: как фирма из Санкт-Петербурга, не имея специальных помещений, а также лицензии, будет оказывать медицинские услуги?
Мы обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю [УФАС]. И там отметили, что действительно был нарушен Федеральный закон “О рекламе”. По заключению УФАС текст создает впечатление ненужности обращения к врачу, к тому же в рекламе не имелось предупреждений о наличии противопоказаний к применению и использованию данных услуг, необходимости получения консультации специалистов. Но, как я уже упоминал, одной из главных претензий стало отсутствие лицензии. Центр оштрафовали на 40 тысяч рублей.
Похожая история была пару лет назад. В Управление Росздравнадзора обратился ставрополец, который мучился кошмарами и головной болью. Он посчитал, что это стало следствием психотерапевтического воздействия в частном медико-психологическом центре “Солярис”, куда он обращался по поводу избыточного веса. Проверку организации по нашему поручению проводило Министерство здравоохранения края. Были установлены многочисленные нарушения законодательства. В частности, применялась методика психолого-физиологической коррекции избыточного веса, которая включает в себя методы психотерапевтического воздействия. Лечить так может только специалист, имеющий высшее профессиональное образование и государственный сертификат психотерапевта. Но в “Солярисе” таких сотрудников не имелось. Кроме того, центр работал без лицензии. Здесь даже не велась первичная учетно-отчетная документация, не оформлялось согласие клиента на получение услуги, с обязательной информацией о противопоказаниях. В данном случае результатом снова стал штраф в 40 тысяч руб­лей.
— Какие изменения, по вашему мнению, необходимы в законодательстве?
— На мой взгляд, законодательство у нас достаточно проработанное. Дело в сознательности людей, как открывающих медицинские учреждения, так и их клиентов. В первом случае нужно понимать, что берешь на себя ответственность за здоровье людей и, если подходить к этому халатно, рано или поздно нарушения раскроются. А клиентам не надо стесняться требовать соответствующие сертификаты, интересоваться наличием лицензий. Помните, что за деньги можно иногда не только вылечиться, но и навредить себе.

 

источник :                                                                                                                   вернуться в раздел новостей

http://business-st.ru/index.php/component/content/article/18-obschestvo/4231-biznesmeny-lechat-ili-kalechat