с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Олег Минин: «В нашей клинике главный — пациент»
31 Октября 2011 г.

Как сделать медицинскую помощь действительно бесплатной? Поможет ли в этом реформирование системы здравоохранения? На эти и другие вопросы «Вечернему Мурманску» ответил директор Мурманского клинического комплекса им. Н. И. Пирогова, заместитель председателя Совета депутатов города Мурманска, кандидат медицинских наук Олег Минин.

Мурманск: Олег Минин: «В нашей клинике главный — пациент»

Чтобы вырастить газон…

— Олег Геннадьевич, говорят, что у вас в клинике так все хорошо, потому что денег много. Так ли это?

— Есть расхожее мнение, что у Мурманского клинического комплекса много финансовых средств. На самом деле наш бюджет сопоставим с бюджетами других лечебных учреждений города и региона.

Когда я пришел в клинику главным врачом в 2001 году, вплотную занялся административной деятельностью. И в течение пяти лет внутри лечебного учреждения были проведены реформы. А дальше, как в старой английской поговорке: «Для того чтобы вырастить настоящий газон, нужно посеять траву, поливать и подстригать ее каждый день. И так триста лет».

— Тем не менее эти реформы пошли на пользу прежде всего пациентам вашей клиники. Судя по их отзывам, они довольны высоким уровнем оказания медицинской помощи…

— Я бы не сказал, что уровень оказания медицинской помощи в нашей клинике разительно отличается от других лечебных учреждений. Но у нас несколько иные приоритеты — во главу угла мы ставим пациента. И персонал подбирается так, чтобы максимально удовлетворять потребности пациента в его лечении. Пожалуй, это одна из главных причин, почему пациенты выбирают Мурманский клинический комплекс.

Моя же задача как администратора — отстаивать права пациента. И в девяноста случаях из ста я принимаю его сторону. Я должен отделить зерна от плевел и спокойно выяснить, где виноват персонал, а в каких случаях неправ пациент. Ведь если я буду выносить несправедливые решения, никакой динамики в развитии клиники не будет.

Медицинская помощь должна быть бесплатной

— Какой спектр медицинских услуг сегодня предоставляет Мурманский клинический комплекс?

— Если вспомнить, в 2001 году в комплексе делали около 400 операций в год, причем в основном неполостных. В этом году мы уже выполнили более четырех тысяч операций, и максимальное количество из них относятся к разным видам высокотехнологичной медицинской помощи. Полагаю, что наш комплекс — основное лечебное учреждение, которое пропагандирует и бьется за то, чтобы медицинская помощь была бесплатной для пациента на территории Мурманской области. Меня иногда очень удивляет непорядочность некоторых коллег, которые распускают слухи, что у нас все только за деньги. На самом деле 92 процента медицинской помощи в Мурманском клиническом комплексе оказывается абсолютно бесплатно. И если я узнаю, что кто-то в коллективе берет с пациентов деньги, с этим человеком мы расстанемся очень быстро и плохо.

— Олег Геннадьевич, тогда откуда у клиники деньги, если она не стремится зарабатывать платными услугами, как это делают многие учреждения?

— Существует опыт реформирования мирового здравоохранения. И в этом смысле показательна система испанского здравоохранения, так как она очень схожа с российской. В Испании руководители лечебных учреждений во времена командно-административной распределительной системы всегда стояли на позиции «мы возьмем то, что нам дадут». Так вот, чтобы поменять этот стереотип на «отдайте, что положено», в 1981 году там уволили всех главврачей с медицинским образованием и вместо них назначили банкиров, финансистов и экономистов, не имеющих медицинского образования. Мне как независимому администратору лечебного учреждения все едино, кто восполнит затраты за оказанную медицинскую помощь. Это могут быть средства из федерального или регионального бюджета, Фонда обязательного медицинского страхования или иных источников. Одна из проблем нашего здравоохранения в том, что руководители лечебных учреждений не решаются потребовать то, что положено. Соответственно средств не хватает, и ухудшается медицинское обслуживание. А им просто надо осознать, что работают они не на себя, и даже не на коллектив своего лечебного учреждения, а на пациента, обратившегося за медицинской помощью. И если руководитель лечебного учреждения идет на компромисс по материальному обеспечению, значит, в первую очередь пострадает тот, кому медицинская помощь предназначена.

О планах «Пироговки»

— Олег Геннадьевич, в каком направлении будет дальше развиваться ваш комплекс?

— Мы планируем увеличение объемов оказания высокотехнологической медицинской помощи. Напомню, мы выросли из системы бассейновых больниц, которые всегда отвечали за обслуживание людей, трудившихся на предприятиях водного транспорта в особо опасных и тяжелых условиях, где высокие профессиональные риски. В связи с развитием проекта по освоению Штокмановского месторождения и работы платформ мы планируем заключить контракт на обслуживание работников газовой промышленности. Сегодня мы идем по пути развития специализированных видов медицинской помощи.

— А не уменьшится ли в «Пироговке» прием пациентов в связи с такими планами?

— Нужно понимать, что любая поликлиника или стационар рассчитаны на определенные мощности. Мы постоянно улучшаем качество оказания медицинской помощи, что позволяет нам уменьшить время пребывания пациента на больничной койке. Но все равно всех желающих мы принять не сможем.

Единственная возможность — реформировать само областное здравоохранение. Я считаю, что за основу нужно взять простые и прозрачные принципы. Если продекларировано, что на одного врача должно быть не более 2,5 тысячи пациентов, то, исходя из этого, и нужно считать количество участков по оказанию первичной помощи. Также нужно руководствоваться тем, что медицинская помощь должна оказываться пациенту не более чем через полчаса после наступления острого заболевания. И рассчитать соответственно количество коек, учреждений специализированной медицинской помощи, а по отдаленным районам — отработать систему транспортировки пациентов.

Готовить кадры со школьной скамьи

— Олег Геннадьевич, в вашей клинике есть проблемы с кадрами?

— У нас проблема с кадрами стоит еще острее, чем в других лечебных учреждениях города и региона. Как я уже сказал, мы не всех берем на работу: кроме профессионализма ценим в медицинских специалистах умение общаться с пациентами и сострадать им, считая это неотъемлемой частью их работы. Любая попытка хамства или игнорирования пациента является поводом для вынесения дисциплинарного наказания. Поэтому текучка кадров у нас есть.

Как заполнить специалистами первичные участки? Это основной вопрос регионального здравоохранения. Такого дефицита врачебных кадров, как сейчас, не было давно. Думаю, что ставку нужно делать не на приезжающих медработников, а начинать с профориентации еще в школе и говорить о том, что выпускнику гарантирована помощь и определенный социальный статус, если он получит профессию врача и вернется работать в Мурманскую область. Материальная помощь может заключаться не только в подъемных и выплатах. Я уже восемь лет на уровне федерального правительства пробиваю идею льготного ипотечного кредитования для медицинских специалистов. Она заключается в следующем: если врач работает очень хорошо и лечебное учреждение в нем заинтересовано, надо разрешить лечебному учреждению оплачивать большую часть процента ипотечного кредита, взятого этим специалистом. Это стало бы для врача реальной помощью и мощным стимулом развиваться и совершенствоваться.

— А модернизация здравоохранения, которая сейчас проводится в регионе, Мурманский клинический комплекс затронула?

— Региональная модернизация нашего лечебного учреждения никак не коснулась. Не знаю почему, но нас не включили в ее систему, без объяснения причин. Тем не менее само новое оборудование никого не вылечит, если не будет специалистов, наработанного опыта, условий, устойчивого потока пациентов. Модернизация должна проводиться на подготовленной почве, где есть кадры, готовые работать и развиваться дальше. Иначе может получиться забивание в стену гвоздей микроскопом.

Качество жизни нужно активным

— Олег Геннадьевич, насколько мне известно, вы ведете активный образ жизни. Что посоветуете мурманчанам?

— По утрам я делаю зарядку, обливаюсь холодной водой, люблю кататься на лыжах и ходить с палками. И вообще предпочитаю экстремальные виды отдыха. Я предлагаю ломать стереотипы поведения, которым следуют наши люди, достигнув определенного возраста: мол, дальше — шесть соток и очередь в поликлинику. Мало того, что это просто неправильно с точки зрения врача. Такое отношение к жизни делает бессмысленными некоторые виды высокотехнологичной медицинской помощи. К примеру, наш комплекс выполняет операции по замене тазобедренного и коленного суставов, которые рассчитаны не только на оказание медицинской помощи, но и на улучшение качества жизни. На такую операцию соглашаются люди в возрасте 60-70 лет, если они хотят в свои годы вести активный образ жизни — двигаться, заниматься физической культурой. Показательно, что в европейских странах пациенты ждут такую операцию до двух лет. А у нас в Мурманске, наоборот, летом не нашлось желающих установить искусственный сустав, потому что все поехали на свои огороды.

 

источник :                                                                                                                  вернуться в раздел новостей

http://www.hibiny.ru/news/ru/archive/29083