Минздрав вынес на общественное обсуждение проект постановления «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, его обсуждение продлится до 20 августа. Средние подушевые нормативы, а также стоимость всей программы предусмотрены с ростом на 5,3% относительно нынешнего года. При этом, даже по официальным данным, инфляция в России составит 12-14%, а лекарства за «санкционный» год подорожали на 25%.
В ежегодно утверждаемой программе госгарантий оказания гражданам бесплатной медпомощи закладываются виды, объемы, формы и условия оказания медпомощи, а также затраты на ее финансирование. На основании федеральной программы в регионах принимают собственные территориальные.
«Законченный случай» вместо койко-дня
Как следует из пояснительной записки к проекту программы, в ней появились несколько новых положений по сравнению с программой госгарантий на 2015 год. В частности, речь идет о лечении некоторых заболеванийполости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубопротезирования), а также санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан за счет региональных бюджетов. Новорожденным детям будут бесплатно проводить скрининг на врожденные болезни и проверку слуха.
Кроме того, решено отказаться от традиционного способа оценки качества работы медучреждений: по количеству койко-дней и принятых больных. Теперь стимулирующие выплаты для медиков будут начисляться за «законченный случай лечения заболевания» в стационаре и по подушевому нормативу финансирования «на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности» в поликлинике. Соответственно, в новой программе, в отличие от предыдущих, некоторые валовые показатели объема медпомощи (посещения, койко-дни, пациенто-дни) заменены на «законченные случаи лечения» пациентов.
В итоге, вместо положенных в 2015 году «в рамках базовой программы ОМС» 1,95 посещений поликлиники одному «застрахованному лицу» в программе 2016 года прописаны 1,98 «обращения» (законченного случая лечения, при условии не менее двух посещений врача). Вместо 0,56 пациенто-дня в дневном стационаре — 0,06 случая лечения.
Профилактика вместо «скорой»
Остальные показатели остались прежними. Правда, по некоторым из них изменились гарантированные гражданам «объемы» медпомощи. Так, если предусмотренные программой 2015 года средние нормативы скорой медпомощи составляли 0,318 вызова на одно «застрахованное лицо», то в 2016 году аппетиты застрахованных решено урезать до 0,3 вызовов.
По ряду показателей нормативы подросли. Так, норматив неотложной помощи в поликлинике подрос с 0,5 посещений в год до 0,56. Прийти с профилактическими целями (за справкой, на диспансеризацию) в 2016 году можно будет 2,35 раза — против 2,3 в 2015 году. Как отмечается в пояснительной записке к документу, предусмотрено увеличение объема профилактических посещений врача с учетом развития этого направления в российском здравоохранении.
Норматив реабилитационных отделений вырос с 0,033 койко-дня до 0,039. Объем ВМП в расчете на 1 жителя — с 0,0041 случая госпитализации до 0,0047. Существенно расширились государственные гарантии специализированной помощи в стационарных условиях: с 0,172 случая госпитализации одного условного застрахованного россиянина до 0,1721 случая. В паллиативном стационаре условный россиянин может по-прежнему провести 0,092 койко-дня.
Кроме того, Минздрав обещает сократить сроки оказания медпомощи. Ожидание приема врачами общей практики, участковыми терапевтами и педиатрами не должно превышать 24 часов с момента обращения. Очередь на такие исследования, как КТ, МРТ и ангиографию при назначении врача должны сократиться с 30 до 20 дней. Остальные сроки, в том числе ожидание плановых приемов врачей-специалистов, а также плановых диагностических инструментальных и лабораторных исследований — не более 10 рабочих дней с момента обращения — остались неизменными. Самый большой срок — для плановой госпитализации, ее придется дожидаться месяц со дня выдачи направления.
Нормативы в рамках доходов
Изменились и нормативы финансовых затрат на «единицу объема» медпомощи. Так, стоимость одного посещения поликлиники с профилактической целью выросла с 371,7 до 388,4 рублей, одного случая госпитализации в стационар — с 63,7 тыс. до 66,6 тыс. рублей, вызова «скорой помощи» — с 1804 до 1948 рублей. Средние подушевые нормативы, предусмотренные программой, составляют в 2016 году — 12215,8 рубля, что на 616,7 рубля или 5,3% больше, чем в 2015 году. Год назад рост составил 12,3%. В целом стоимость территориальных программ в 2016 году вырастет на те же 5,3% и составит 2,092 трлн рублей. В 2015 году программа стоила 1,986 трлн рублей (больше на 14,9% по сравнению с 2014 годом).
При расчете стоимости программы госгарантий «использована методика, основанная на учете усредненных фактических, технологически-обусловленных стандартами медицинской помощи затрат медицинских организаций», утверждают авторы документа. Между тем, индексация стоимости государственных гарантий существенно отстает от официальной инфляции (по прогнозу Центробанка, инфляция по итогам 2015 года составит 12-14%). И тем более, от реального положения вещей. За «санкционный» год в России резко подорожали лекарства. По данным Росстата, только в январе-июне медикаменты выросли в цене на 24,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Кроме того, в муниципальные медучреждения возвращаются многие россияне, предпочитавшие в последние годы платные услуги. Так, по данным исследовательского холдинга «Ромир», за три года доля жителей РФ, лечившихся по системе добровольного медицинского страхования (ДМС) снизилась с 15% до 7%. Число пациентов, пользующихся платными услугами сократилось почти на 20% — до 31%. «Но самое главное, почти в полтора раза увеличилась доля россиян, которые заявляют, что не могут себе позволить пользование платными медуслугами. 33% из числа тех, кто не пользовался платными медицинскими услугами, ответили, что не могут их оплатить», — указывается в отчете холдинга. В Минздраве также отмечают «замедление темпа роста» платных услуг, в частности, сокращение числа пациентов, госпитализированных на платной основе.
Так что, ближе к реальному положению вещей, видимо, другое разъяснение: «При расчете средних подушевых нормативов финансирования и средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, учтен прогноз доходов бюджета Федерального фонда ОМС на соответствующий год», — сообщается в пояснительной записке.
«Конституция не знает никаких застрахованных лиц, только граждан»
По мнению президента «Лиги пациентов» Александра Саверского, сам факт того, что государство гарантирует бесплатную медпомощь лишь определенного объема согласно базовой программе, является нарушением ст. 41 Конституции РФ. «Программа госгарантий — это неправильный инструмент регулирования, превращающий все здравоохранение в большую поляну торга — то ли это входит в программу, то ли нет или не в том объеме, — говорит эксперт. — Вот сейчас популярный предмет для торга — „лапаротомия или лапароскопия“. В программе госгарантий таких слов нет. И пациенту предлагают выбор между бесплатной тяжелой полостной операцией и платной лапароскопией».
Доступная медицина является обязанностью государства, а не товаром, в Конституции записано, что «медицинская помощь оказывается гражданам в государственных и муниципальных учреждениях за счет бюджетных, страховых и иных поступлений», напоминает Саверский. «Согласно этой норме, не нужно даже иметь полис ОМС — достаточно подтвердить гражданство, — говорит он. — Наша Конституция гарантирует бесплатную помощь и не знает никаких застрахованных лиц, она знает только граждан. И здесь нет ни слова про объемы помощи, потому что очевидно, что медицинская помощь должна быть достаточна, иначе зачем она нужна. Но сегодня Минздрав определяет объем бесплатной медпомощи, который входит в базовую программу госгарантий. То есть, по сути, решает: какая помощь достаточна и бесплатна, а какая избыточна и должна оплачиваться».