Большинство россиян недовольны работой государственных поликлиник и больниц. Прежде всего, они жалуются на низкое качество медицинской помощи и непрофессионализм врачей.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросил 1600 человек, чтобы выяснить, как россияне оценивают состояние системы здравоохранения, доступность и качество медицинских услуг. Несмотря на то, что в случае болезни большинство россиян (60%) обращаются в государственные клиники (за 10 лет их число выросло на 8%), работу медучреждений они оценивают, скорее, негативно. Две трети опрошенных (65%) оценивают качество медицинских услуг, предоставляемых в государственных больницах и поликлиниках, в целом как низкое - чаще об этом говорят люди с высоким достатком, нежели малоимущие. Те, кто не хочет идти в бесплатные поликлиники и больницы, объясняет это в основном большими очередями (16%), несерьезными болезнями и отсутствием необходимости оформлять больничный (16%), некомпетентностью медперсонала (10%), невозможностью записаться на прием (8%), нехваткой времени (6%), равнодушием и халатностью врачей (6%), недоверием к врачам (5%), плохим отношением к пациентам и низким уровнем обслуживания (5%), невозможностью найти нужного специалиста (4%). Некоторые (5%), делая выбор между частной и государственной медициной, предпочитают частную, потому что «все равно придется платить».
Самыми актуальными проблемами российского здравоохранения, называют низкое качество медицинских услуг (50%) и недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (49%). Реже всего участники опроса жалуются на неэффективную работу страховых компаний, участвующих в системе ОМС (9%).
Социологи узнали также и об отношении россиян к последним преобразованиям в здравоохранении, попросив их выбрать утверждение, с которым они наиболее согласны.
Так, 38% опрошенных «скорее согласны» с тем, что электронная очередь ускорила доступ пациентов к узким специалистам, 32% - думают, что замедлила, а 30% - вообще затруднились ответить. С тем, что за последние два года улучшилась работа службы скорой помощи, согласны 36%, почти каждый четвертый (26%) - думает, что она «скорее ухудшилась», а 38% не смогли ответить. Половина опрошенных говорят, что сокращение и укрупнение больниц усложнило доступ к узким специалистам, и только каждый пятый (21%) думает наоборот. Также 39% респондентов сказали, что так называемая оптимизация медицинских учреждений усложнила доступ к медпомощи в стационаре, 19% считают, что попасть в больницу стало проще, а 42% воздержались.
С утверждением о том, что положенные по ОМС бесплатные услуги часто оказываются в клиниках платно, мнения респондентов разделились поровну — по 45% согласных и несогласных.
К услугам платной медицины обращаются 8% россиян — 10 лет назад таких было на 2% меньше. Уменьшилось и число тех, кто пытается лечиться сам — с 37% (в 2006 году) до 25%. При этом 4%, когда заболевают, вообще ничего не делают, пуская все на самотек, а 1% призывают на помощь целителей и нетрадиционную медицину.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
- Надо сказать, что такие данные - это поле для манипуляций, - считает президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский. - Стоит вспомнить, какие цифры озвучивала в своем докладе министр здравоохранения Вероника Скворцова президенту Путину: по ее данным, медицине доверяет свыше пятидесяти процентов россиян. Тогда как опросы Левада-центра говорят о том, что таких довольных в два, если не в три раза меньше. У ВЦИОМ - третий результат. На самом деле, специалисты, постоянно проводящие опросы, знаю, когда звонить людям, чтобы получить тот или иной результат. Поверьте, если бы опросы проводились не в середине лета, когда мало больных в больницах, люди в большинстве спокойны и счастливы, результаты «удовлетворенности» были бы совсем другие. То же самое касается индекса доверия госклиникам. Если взять отчеты Счетной палаты, в которых прямо указывается на резкий рост платных услуг, то возникают серьезные сомнения в том, что людям это нравится.
источник : doctorpiter.ru