с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Белая халатность
02 Ноября 2011 г.

Как известно, человеческая жизнь бесценна. А вот смерть, как ни странно, имеет реальную цену, которая складывается из оплаты услуг опытного адвоката и той суммы, которую в случае успешного исхода дела присудит к возмещению суд. Но такое у нас в России пока случается редко: практика выяснения отношений между потерпевшим-истцом и врачом-ответчиком снова и снова показывает бесправие отдельно взятого человека перед огромной административно-командной системой, бороться с которой почти невозможно. Уже больше года прошло с тех пор, как охрана здоровья россиян была возведена в ранг одного из приоритетных национальных проектов. Однако многие независимые эксперты полагают, что сегодня пора создавать некий «контрпроект» по защите россиян от действующей системы здравоохранения. Недавно фонд «Общественное мнение» провел опрос населения с целью выяснить, довольны ли граждане качеством предоставляемых им медицинских услуг. В числе прочих респондентам был задан конкретный вопрос: были ли у вас или у ваших близких случаи, когда врач ошибался в диагнозе или неправильно назначал лечение? Полученные результаты показали, что люди все меньше и меньше доверяют врачам и все больше сомневаются в их профессионализме. Результаты опроса оказались красноречивее всяких слов: 42% людей ответили утвердительно (32% заявили, что сами становились жертвами врачебных ошибок, 10% - что такие случаи случались и с ними, и с членами их семьи, еще 19% сообщили, что знают о таких случаях, происшедших с их близкими). На прямой вопрос: «Почему, на ваш взгляд, случаются врачебные ошибки?» - почти 40% опрошенных назвали главной причиной непрофессионализм врачей и нежелание повышать свою квалификацию. Еще 33% респондентов уверены, что это происходит из-за «безответственности, невнимательности и равнодушия медиков». Остальные участники опроса не сомневаются, что врачебные ошибки происходят по причине коррумпированности и коммерциализации медицины, а еще 2% назвали «корнем зла» «пьянство врачей на рабочем месте» и «уверенность медиков в своей безнаказанности»... За границей ответственность медработников перед пациентами страхуется в обязательном порядке. В России такую страховку имеют лишь 5% лечебных учреждений, да и то - на добровольных началах. В основном это частные клиники (хотя есть и государственные), где риск особенно высок - например, в хирургии (особенно - в пластической), стоматологии и гинекологии. Хотя для этих медучреждений страховка пока еще остается скорее вопросом имиджа, чем суровой необходимости... И вот недавно стало известно: российских врачей скоро также обяжут страховать свою ответственность перед пациентами. Такой законопроект обещал разработать министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. «Возможно, эти вопросы вскоре будут рассмотрены на одном из совещаний в Кремле», - сказал он. Ожидается, что в новом законе будут прописаны механизмы защиты прав пациента и обязательное страхование профессионального риска врачей. Разработчики законопроекта искренне верят, что финансовые санкции, прописанные в этом документе, повысят ответственность врачей перед пациентами и ужесточат отбор медперсонала при приеме на работу. Однако есть и противоположные мнения. - Закон об обязательном страховании профессионального риска врачей - это мина замедленного действия, «прокрустово ложе» здравоохранения, - считает президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. - Я считаю, что этот законопроект попросту опасен, так как это не что иное, как стимуляция конфликтов деньгами! Судите сами: ежегодно в ФОМС по поводу медицинского обслуживания поступает более 10 тысяч жалоб, 2/3 которых впоследствии признаются страховыми компаниями обоснованными. В системе ОМС проходит более 850 судебных разбирательств в год, а после принятия закона эта цифра вырастет в разы! Вместе с тем непонятно, на каком основании будут страховаться 630 тысяч российских медиков. Как известно, врач у нас не является субъектом гражданского права (если он не имеет лицензии), поэтому иски будут предъявлять к медучреждениям, что неизбежно приведет к их разорению и закрытию, как это уже случилось в США. Медицинская страховка чаще всего не может покрыть сумму иска, заявленного пациентом, поэтому большинство наших больниц и клиник может постичь та же участь. Кроме того, неизбежно возрастет сумма медицинской страховки, а значит, и стоимость самого медицинского обслуживания. Платить за все это будут вынуждены сами пациенты. Получается замкнутый круг. Чуть больше месяца назад Россию потряс абсолютно дикий случай: накануне новогодних праздников в Краснодарскую больницу с диагнозом «коклюш» поступила двухмесячная Софья Куливец (на снимке). Медсестра проколола насквозь девочке вену иглой капельницы, в результате чего началась гангрена. Правую руку вместе с плечевым суставом малышке пришлось срочно ампутировать... Когда об этом стало известно журналистам, о цене врачебной безалаберности узнала и вся Россия. Сегодня различные общественные фонды, политические партии и чиновники от здравоохранения предлагают родителям девочки лечение в лучшей клинике в Москве и за рубежом, только сможет ли это искупить родительское горе и трагедию ребенка, обреченного на инвалидность? Сколько еще таких случаев происходит каждый день у нас в стране, точно неизвестно. Известно, что лишь небольшая часть пострадавших ждет возмещения вреда через суд, и его большая - скрытая подводная часть - когда пациенты либо уже в могиле, либо просто решают не связываться с бюрократической системой. - Каждый месяц к нам поступает не менее 150 обращений и жалоб граждан, - рассказал Александр Саверский. - Больше всего - порядка 70% претензий пациентов - связано с неоказанием медицинской помощи и установлением неправильного диагноза. Чаще всего люди жалуются на акушеров и хирургов, и именно к врачам этих специальностей предъявляется большинство исков о возмещении морального ущерба. К слову, из 30 гражданских и уголовных дел, которые мы провели вместе с пациентами в суде, нами было проиграно только 2. На Первом национальном конгрессе терапевтов, прошедшем в конце прошлого года в Москве, прозвучала шокирующая информация: каждый третий диагноз, который ставят российские доктора своим пациентам, впоследствии признается ошибочным. А за любую ошибку, как известно, приходится платить... Иногда - слишком дорогую цену. Два года назад в одном из поселков Волгоградской области пациентке районной больницы при проведении операции оставили в брюшной полости... марлевую салфетку. Восемь месяцев женщина носила в себе врачебный «сюрприз». Когда же на теле вздулась шишка размером с кулак, пострадавшая забила тревогу. Однако лечащий врач посоветовал ей делать компрессы. Опухоль не рассасывалась, и больная решила обратиться за консультацией в Волгоградскую областную клиническую больницу. УЗИ показало: внутри - инородное тело. За восемь месяцев салфетка вросла в мягкие ткани, в кишечнике образовались спайки. Женщине пришлось пойти на повторную операцию. После этого больная отправилась прямиком в суд, который признал действия медиков халатными и потребовал выплатить истице компенсацию за нанесенный моральный и физический ущерб в размере... 50 тысяч рублей. Как отмечают в Лиге защиты прав пациентов, если дело и доходит до суда, так это только благодаря исключительному упорству и настойчивости самих «пострадавших от медицины» - если им удалось выжить, или их родственников, если ошибка врачей оказалась роковой... «Недавно мы выиграли два дела, - продолжает Александр Саверский. - За двойную смерть матери и ребенка при родах суд обязал выплатить родственникам погибших 1,6 млн. рублей, по другому случаю - за ребенка, погибшего при родах, - 750 тысяч рублей». Я позвонила своим знакомым, ОЧЕНЬ ХОРОШИМ медикам, чтобы узнать их мнение: почему врачебные ошибки происходят так часто? Я ожидала услышать пламенные речи в защиту менее профессиональных коллег. Но, несмотря на дружеские отношения, которые связывают нас не один год, оба - и кардиолог, и терапевт - ответили категоричным отказом: «Оля, мы не будем обсуждать эту тему». Я начала обзванивать других знакомых и незнакомых медиков, но везде наталкивалась на стену молчания. Наконец на Станции скорой и неотложной помощи города Москвы им. А. С. Пучкова один из дежурных врачей сказал мне на условиях анонимности следующее: «Не надо все валить на устаревшее оборудование: сегодня медики - по крайней мере в столице - хорошо оснащены диагностической техникой. Отчасти причина неправильно установленных первичных диагнозов кроется в том, что приехавшему на вызов врачу пациент сам не может толком объяснить, что у него болит... Кроме того, бывают действительно сложные случаи, а мы не всесильные...» Я хотела было спросить у него, как можно ждать от больного, который катается по полу в приступе почечных колик, или человека, находящегося в гипертоническом кризе, точных объяснений симптоматики своего недуга? А если больной находится в бессознательном состоянии? Что, ждать, когда придет в себя? Но мой собеседник спешно повесил трубку... Сфера здравоохранения остается сегодня одной из самых закрытых. Так может быть, нежелание медицинских работников обсуждать эту тему и есть признание того, что истинная причина врачебных ошибок заключается вовсе не в устаревшем диагностическом оборудовании? И даже не в низкой заработной плате и высокой загруженности медперсонала? Дело - в том самом пресловутом «человеческом факторе» - непрофессионализме и банальной халатности, в наплевательском отношении к делу некоторых представителей медицинского сообщества! И последнее. В любой, даже самой захудалой поликлинике сегодня существует система подношений. Где-то, впрочем, это оформлено официально в виде платы за некие спецуслуги. Все, кто лежал в больницах, знают, что при поступлении и при выписке врачей и медсестер принято «благодарить»... Время диктует свои правила: цветы и конфеты «в знак уважения» - это уже признак дурного тона, а «конверт» - хорошего. Лично мне благодарить хороших специалистов не жалко. Но при таком раскладе не проще ли сразу пойти в платную больницу, где врачи связаны с пациентами некими договорами, не позволяющими им схалтурить? В чем тогда вообще смысл так называемой бесплатной медицины? Может, дать пациентам возможность самостоятельно распоряжаться деньгами, которые они отчисляют в виде налогов на здравоохранение? И когда появится рынок врачебных услуг, а у больных - возможность самостоятельно выбирать врача, быть может, некомпетентные медики-халтурщики вымрут как класс? КСТАТИ По данным Всемирной организации здравоохранения, за 2005 - 2015 годы потеря ВВП в России из-за преждевременных смертей от инфарктов, инсультов и сахарного диабета может составить 8,2 трлн. рублей (в 2006 году объем ВВП в России равнялся 24,4 трлн. рублей). Если к этим данным прибавить еще неучтенные экономические потери от низкого качества медицинских услуг и диагностики, то показатели возрастут в несколько раз. Ольга СЕЛИВАНОВА

 

источник :                                                                                                                 вернуться в раздел новостей

http://www.detstvo.ru/miscell/Belaya_halatnost.html