Владимир Путин призвал повысить ответственность страховых компаний и «придать им страховое качество». Нужно ли продолжать развивать страховую модель здравоохранения? В чем бюджетная или советская модель лучше ОМС? И какая система имеет больше перспектив в России? Эти и другие вопросы ведущий «Коммерсантъ FM» Анатолий Кузичев и обозреватель радио новостей Константин Эггерт обсудили с директором Центра социальной экономики, членом Общественного совета при Минздраве Давидом Мелик-Гусейновым и президентом Лиги защитников пациентов, также членом Общественного совета при Минздраве Александром Саверским в рамках программы «Демократия».
«Государство как несло на себе страховой принцип, так и несет»
Давид Мелик-Гусейнов о рыночной или квази-страховой модели системы здравоохранения: «Сегодня государство строит страховую модель системы здравоохранения, правда, плохо строит, но, тем не менее, курс на страхование взят. Мы строим систему здравоохранения по принципу организации обязательного медицинского страхования. Система ОМС является сегодня всеобъемлющей. Она, подчеркиваю, не страховая, она, может быть, отчасти даже квази-страховая. Но эта система позволяет региональным системам здравоохранения выжить и пережить неспокойное, экономически турбулентное время. При тех ситуациях, которые мы сегодня видим в плане финансирования региональных систем здравоохранения, у нас 80% регионов будут банкротами. Сами себя финансировать сегодня регионы не могут. Полноценного страховщика в этой системе нет. Деньги налогоплательщиков, которые выплачивает работодатель. Страховая модель более гибкая в плане распределения финансовых средств, она солидарная. Квази-страховая модель позволит, на мой взгляд, провести дополнительные реформы, которые расширят этот пакет страхования для каждого из нас. Сейчас обсуждается вопрос запуска подпрограммы ОМС+. Есть предложение, чтобы люди, не покупая полисы ДМС, купив дополнительный полис к системе ОМС, могли расширить спектр сервиса в рамках существующих услуг. Хочешь лежать в отдельной палате? Заплати за эти дополнительные услуги. Но это не может быть в бюджетной модели».
Александр Саверский о страховой и бюджетной системах здравоохранения: «Никакого страхования нет, государство как несло на себе страховой принцип — необходимость заплатить деньги при наступлении страхового случая — так и несет. Страховые компании, которые мы почему-то называем страховыми, даже президент, наконец, признал не страховыми, а посредническими. Как устроены обычно страховые компании? Люди, которые заинтересованы в страховке, выплачивают некие страховые взносы, потом страховая компания при наступлении страхового случая выплачивает их за этих людей. Она по закону такая. Здесь у нас глобальным страховщиком является государство. Какая разница тогда между бюджетной моделью и страховой? Описанный принцип сбора и распределения денег никакого отношения к страхованию не имеет. Кроме того, я говорю об околосоветской модели. Разработчики ОМС+ предлагают страховым компаниям стать немного более страховыми за счет налогов, то есть наших денег. Если они, страховые компании, даже денег не дают, то какая ответственность? И зачем мне страховка? Я пришел за медицинской помощью, а мне говорят: "Тебе хлеб нужен? Возьми еще масло". Да не нужно мне масло, дайте мне хлеб».
---
«Подавляющее большинство регионов не могут финансировать свою систему здравоохранения»
Александр Саверский о принципах здравоохранения: «Когда говорят, что деньги должны следовать за пациентом, я, знаете, тоже раньше так думал. Но сейчас думаю, что это все равно, что сказать, что пусть деньги следуют за заключенным, подсудимым и так далее. Зачем? Здравоохранение нельзя отрегулировать рыночными механизмами. Здоровье человека бесценно. С экономической точки зрения, это товар, который не имеет цены на рынке. Здоровье — товар, у которого нет цены. Второе — у пациента нет автономии воли на совершение сделки. Он не способен принимать решения, когда он болен, он боится, у него асимметрия информации. В конечном счете, охрана здоровья — это такая же функция государства, как охрана границ, безопасности и правопорядка. Государство отводит землю, строит лечебные учреждения, а потом вдруг идет на рынок и покупает само у себя медицинскую услугу по тарифам ОМС. Зачем? За что вы платите в системе, то она вам и продает. Платите за услуги? Будут плодить услуги. Платите за болезни? Будут плодить болезни. Единственный выход из ситуации — держать на содержании».
Давид Мелик-Гусейнов о преимуществах модели ОМС: «Муниципальных систем уже в современной России нет. Я не говорю, что нужно возвращаться назад, от чего-то отказываться. Тот опыт, который у нас есть, безусловно, очень важен. Но я все-таки больше сторонник модели ОМС, потому что сейчас неспокойная экономическая ситуация. Я побывал за последние три года во всех субъектах РФ. Что мы видим? Подавляющее большинство регионов не могут финансировать свою региональную систему здравоохранения. Был бюджет, и что получилось? Тарифы Дагестана были в десять раз меньше тарифов в Москве. В чем камень преткновения? Во всем мире есть такое понятие как порог готовности государства платить. Он измеряется в размере трех ВВП на человека в течение года. Эту сумму готово потратить государство в плане лечения в течение года. Если человек выбирается из этой суммы, подключаются внебюджетные фонды. У нас сейчас не так, у нас все всем бесплатно. В результате получается, что кому-то достается медицинская помощь, а кому-то нет».
---
«В нынешних условиях советская модель здравоохранения не выживет»
Давид Мелик-Гусейнов о том, как будет развиваться система здравоохранения: «Конечно, система ОМС будет совершенствоваться, в нее будут погружать все новые и новые виды медицинской помощи. В частности, во многих регионах в нее погрузили и психиатрию, и наркологию. Конечно, не без сложностей. Скорую помощь не собираются выгружать, президент предложил только подумать над этим. Действительно, скорая помощь больше к МЧС, о каком планировании может идти речь?»
О минусах бюджетной или советской модели здравоохранения: «Архаичность, утопичность. В нынешних рыночных условиях она не сможет выжить. Она призвана увеличить коррупцию в отрасли, она не прозрачна, в нынешней экономической системе заставит 80% регионов отказаться вообще от системы здравоохранения, ее просто не будет».
Александр Саверский о перспективах обеих моделей: «Если мы будем продолжать двигаться в направлении ОМС, то одновременно мы получим, как в этом году, рост платных услуг на 13%. 450 млрд уже только через кассу, а вообще общие расходы населения, по оценкам ВОЗ, уже превысили государственные расходы и составили где-то 3,2 трлн в нашей бесплатной системе здравоохранения. Если мы будем двигаться такими же темпами, расходы государства будут сокращаться, а расходы населения — увеличиваться. Я призываю всех одуматься и вернуться к понятной системе здравоохранения, которая находится на содержании у государства. Я не говорю о слепом копировании прежней модели. Должны быть эффективные стимулы. Должен быть устранен перекос в сторону стационарного звена, которое съедало 60% бюджета. Но сейчас из-за убийства стационаров усилилось давление на амбулаторные отделения, поликлиническую помощь. Но, тем не менее, система планирования, научного подхода к распределению учреждений, врачей, их занятость, уровень зарплат — это все планируется и рассчитывается на годы вперед, этим просто надо заниматься. Но у нас почему-то государство просто не мыслит этими категориями».
О минусах страховой или квази-страховой модели здравоохранения: «Торговля здоровьем — это вчерашний день, средние века. Это приводит к колоссальным затратам, продажам того, чего нет, к торговле страхами».
источник : www.kommersant.ru