Форум ОНФ по вопросам здравоохранения, вызвавший разочарование у тех, кто связывал с ним надежды на серьезные перемены в отрасли, все же не прошел впустую. Региональные власти, которые годами могли не реагировать на «рекомендации» Минздрава и «предписания» Росздравнадзора, попав в поле зрения президента, чувствуют себя уже не столь уверено. Зашевелились и в самих ведомствах.
«Внеплановая проверка»
На днях пресс-служба Росздравнадзора сообщила о результатах поездки главы ведомства Михаила Мурашко в Еврейскую автономную область. «Внеплановая» проверка в ЕАО проводилась «по ряду вопросов, поднятых на форуме ОНФ». «Установлено, что правительством ЕАО не устранены недостатки, выявленные Росздравнадзором в ходе предыдущей проверки, которая прошла в июле 2014 года», – говорится в сообщении. До сих пор не введено в эксплуатацию простаивающее новое медоборудование, а старое не ремонтируется. Не выполняются и другие предписания. В целом же существующая в регионе «модель управления характеризуется неэффективными тратами бюджетных средств», сообщает ведомство.
О том, что творится в этом регионе, рассказал президенту на форуме ОНФ журналист Сергей Бурындин. По словам журналиста, региональные чиновники заменяют государственные структуры на частные, уводя в них деньги ОМС, единственная в Биробиджане лаборатория работает на коммерческой основе, а элементарный аппарат УЗИ можно найти только в частной клинике. Во время своего визита в ЕАО после форума глава Росздравнадзора договорился с руководством области о «разработке конкретного, пошагового плана устранения всех замечаний», сообщила пресс-служба ведомства.
Между тем, как утверждает Мурашко, Росздравнадзор реагировал на безобразия в ЕАО и раньше, а собранные по результатам прошлогодней проверки документы давно переданы в прокуратуру и губернатору. Но на этом возможности ведомства заканчиваются. И не случайно в ответ на заданный в кулуарах форума Бурындиным вопрос «Сколько эта ситуация будет продолжаться?», представитель Росздравнадзора ответил, что для решения этого вопроса нужно вмешательство сверху. «Какие вам нужны указания, чтобы деньги не тырили у народа из кармана?», – возмутился Путин, услышав эту историю.
Беспомощные контролеры
Указания, наверное, и правда никакие не нужны – нужны реальные полномочия. Как считают эксперты, именно из-за отсутствия таких полномочий контрольно-надзорное ведомство не может заставить чиновников выполнять свои обязанности перед гражданами. «И в этом плане деятельность Росдравнадзора ничем не отличается от деятельности общественных организаций пациентов. Он так же, как и мы, вынужден обращаться за помощью к другим ведомствам, например, в прокуратуру», – считает президент Московской диабетической ассоциации, член Общественного совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по Москве и Московской области Эльвира Густова.
О том, что у федеральных ведомств нет рычагов воздействия на регионы, постоянно говорит и министр здравоохранения Вероника Скворцова. «Если бы Минздрав был устроен, как силовое ведомство, нам было бы проще регулировать нормативы, контролировать работу на местах, и, если есть искажения на местах – сменить руководство, – объясняла Скворцова журналистам и в дни форума. – Существующее разделение полномочий не упрощает работу».
Хорошо проиллюстрировал это и сам форум. Свои инструкции, например, о требованиях к оснащению «скорой помощи», Минздрав выпускает и рассылает по регионам регулярно. Но дальше «рекомендательные письма» ложатся под сукно. А качество не видного из Москвы спецтранспорта таково, что Путин даже не поверилрассказу сотрудника «скорой» и профактивиста из Магаданской областиСергея Зеленкова. «В большинстве случаев, особенно на территории области, у нас транспортировка больного идет до 200 километров. Этот больной лежит на полу в салоне, где 10-15 градусов мороза, так как на улице до 60. Но, обращаясь к региональным властям, мы получаем ответ: нет денег», –рассказал Зеленков.
Не дожидаясь оргвыводов
Впрочем, форум всколыхнул «болото» на местах. Те же магаданские власти оперативно заявили об обновлении автопарка на образцы на уровне мировых. Колыма выделила 81 млн рублей на приобретение в этом году 36 машин «скорой помощи».«В приоритете, так называемая, "северная" комплектация техники, которая выдержит и горные перевалы, и суровые колымские морозы. Наша общая задача – добиться максимально эффективной медицинской помощи для колымчан», – отрапортовал губернатор области Владимир Печеный.
Пожаловаться президенту на «плохих бояр» хотел бы практически каждый участник форума. И понятно, что Путин не услышал и процента из того, что могли бы ему рассказать неравнодушные общественники. Но зато они получили возможность поведать о творящихся в стране безобразиях в письменном виде – приложение к докладу ОНФ, собравшее свыше 500 жалоб и предложений, направлено в администрацию президента для принятия мер.
На местах прекрасно знают, о чем там написано, и начинают принимать меры, не дожидаясь «оргвыводов». Так, департамент здравоохранения Москвы заявил о том, что в 10 разувеличит количество проверок аптек на предмет завышения цен на препараты из перечня ЖНВЛП. А в Забайкальском крае приступили к выплатам задолженности по зарплате пригрозившим забастовкой медикам. Ранее министр здравоохранения региона Михаил Лазуткин разъяснял на сайте ведомства, что задержка зарплат с июля месяца связана с отсутствием средств в краевом бюджете. Направил в Читу свою комиссию и федеральный Минздрав, выяснивший, что средства на зарплату перечисляются из федерального центра в полном объеме.
Навстречу выборам
Как подчеркнули в ОНФ, центральный штаб на следующем заседании «обсудит форматы дальнейшей работы по организации постоянного мониторинга в сфере здравоохранения и возможному созданию постоянно действующей площадки». И, как предполагают эксперты, в предвыборный год толк от всего этого будет.
По мнению директора Центра социальной экономики, члена Общественного совета при Минздраве Давида Мелик-Гусейнова, в предвыборный период начинается «процесс небольших успешных дел», которые нужно демонстрировать общественности. Активация ОНФ связана именно с предстоящими выборами в Госдуму, считает эксперт, но как бы то ни было, выступающая в роли общественного контролера организация – это довольно эффективный альтернативный канал обратной связи высшего руководства с людьми на местах.