с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Александр Саверский: Корни коррупции ищите в хаосе
27 Октября 2015 г.

  Александр Саверский

«А при чем тут коррупция? Это – платные услуги!» Отказываясь от взятки, главные врачи, да и вся система, зарабатывают огромные деньги на параллельном прочтении правовых норм, выбирая для себя те, которые более выгодны.

 

Общество считает коррупцию одной из главных причин неудач России. «Вот если бы не коррупция, то...» – и дальше мечты и надежды.

Удивительно, что и сама власть делает вид, что для нее это проблема. Посмотрите на сайт, созданный для обращений к президенту РФ. Три кнопки «Отправить письмо», «Отправить жалобу», «Сообщить о коррупции». Видите? Специальная кнопка. Интересно, часто ли на нее жмут и что потом бывает?

Само наличие этой кнопки на сайте президента РФ говорит о масштабе проблемы и указывает, согласно некоторым определениям слова «коррупция», на мафиозность нашего государственного аппарата.

Я воспользуюсь этой специально выделенной кнопкой и с помощью газеты ВЗГЛЯД сообщу о коррупции. Вы подумали, что я сейчас скажу о незаконных доходах чиновников или главных врачей, назову фамилии... Простите, но нет – об этом я пишу в другие места.

А здесь я вам расскажу о том, почему бывает коррупция. И если вы подумали, что ответ будет простым, что всех губит «жадность», то ошибетесь, потому что жадность есть во всех странах, но не во всех странах коррупция столь сильна, что разрушает экономику и саму правовую ткань пространства и отношений. Последние слова отметьте для себя – они не для красного словца написаны.

Слово «коррупция» от латинского corruptio – подкуп, порча – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий, противоречащее законодательству и моральным установкам. Ну да, так и есть. Слово «подкуп» уже является преступлением, согласно Уголовному кодексу РФ.

Так в чем же дело? Если дело в нарушении закона – это сравнительно не сложно выяснить, и тогда либо коррупционеры должны сидеть в тюрьме, либо откупаться от полиции, что тоже недешево.

И даже допустить, что в наших органах не все чисто и какая-то часть преступников ходит на свободе именно по этой причине, то может ли это объяснить огромное количество проблем? Конечно, нет. Явные преступления составляют в доле коррупции совсем небольшую часть. Дураков-то нет свою шею подставлять под петлю.

Все они закон-то не нарушают – они его придерживают (исполнение), толкуют и используют в своих интересах. Это целое искусство – толкование и исполнение нормативно-правовых актов (НПА). Их так можно завернуть, что тебе все должны будут. И тут пойди-ка, следователь, поиграй с чиновником в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?», ну и там еще «Кто, сколько и почем?»

И, кстати, о примерах. Поскольку я 15 лет занимаюсь защитой прав пациентов, то о здравоохранении и расскажу.

Всем уже вбили в голову, что у нас с вами есть право выбора врача и лечебного учреждения. Прекрасно! Хотя, по моим представлениям, каждый врач и каждое ЛПУ должны уметь помочь в необходимом объеме, иначе получится, что плохого врача мы кому оставим – ребенку, когда вырастет, или родителям, или соседу?

Нелепо, но я даже не о том. Я о том, что растрезвонили о праве выбора, и даже приказ Минздрав издал по этому поводу, и даже статья в законе есть, так и называется «выбор врача и медицинской организации».

А дальше читаем саму статью 21 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011. Об основах охраны здоровья граждан (не могу не привести, а то не поверите): «Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача)».

Как это выбор «в том числе по территориально-участковому принципу»? Да еще и раз в год, когда я сейчас вот поругался с врачом? Но мы же все знаем, что такое участковый принцип? Это принцип о том, что участковый со своего участка на другой ко мне не пойдет и поликлинику я выбрать на другом участке не могу, стало быть? Или могу?

Вот тут мы и подобрались к тому, что следует называть истинной коррупцией в наше время. Дальше главный врач сидит и решает: выгодно ему прикрепить вас к себе, или послать вас на платное обслуживание, или прикрепить вас, но потом все равно послать на платный рентген через дорогу, где супруга его работает в частном центре?

Что бы он ни выбрал – никакого нарушения закона нет. Под любое решение есть нормы. Поверьте, нужно быть очень хорошим юристом, чтобы доказать, что он не прав.

То же самое можно сказать о полисе ОМС. В законе сказано, что он является основанием для оказания медицинской помощи. А почему? Ведь ст. 41 Конституции РФ дает право бесплатной помощи гражданам, а не застрахованным.

То есть мне достаточно предъявить паспорт и сказать: «А не надо мне по полису, вы мне по Конституции помощь окажите!» Представьте, как систему начало бы колотить и ломать, включая прокурора? Но мало кто так скажет, он пойдет в кассу деньги платить, если у него с собой полиса нет, а деньги есть. А если нет... Растет смертность.

Мне сказали недавно в одном департаменте: «А при чем тут коррупция? Это – платные услуги!» Верно, плата, полученная государственным или муниципальным учреждением при наличии права получить помощь бесплатно, и есть самая настоящая коррупция, завуалированная под платные услуги.

Ведь ту же статью 41 Конституции РФ нельзя читать так: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств... граждан».

Это же галиматья, а не право получается. А значит, эти самые государственные и муниципальные учреждения не вправе получать от граждан деньги за медицинскую помощь гражданам. Но они получают!

Потому что в других законах дано право учреждениям вообще оказывать платные услуги, однако никому из чиновников невыгодно сделать из-под этих общих норм изъятие, как положено, именно в отношении государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, кои упомянуты в Конституции как в высшем законе страны.

Поэтому, отказываясь от взятки, главные врачи, да и вся система, зарабатывают огромные деньги на параллельном прочтении правовых норм, выбирая для себя те, которые, не сложно догадаться, более выгодны.

Основой современной коррупции являются разночтения правовых норм. Но никто в стране не озадачен этой проблемой и ее устранением, никто не сидит и не анализирует противоречия ни на этапе принятия законов, ни после. Там есть какие-то фильтры, вроде правового управления при президенте, при правительстве и комитетов в Госдуме, но они почему-то не справляются.

И это только здравоохранение. В других отраслях то же самое.

А разве можно победить коррупцию, не решив этой проблемы? Государство об этом не знает? Знает! Я об этом год назад лично сказал двум министрам. Может, машина так долго разгоняется, но я что-то не вижу изменений.

Однако даже это, как выясняется, лишь верхушка айсберга. Подумайте в контексте сказанного о смысле существования Государственной думы РФ и прочих органов власти. Мы без труда обнаружим, что смыслом их существования является создание законов и нормативно-правовых актов. Им за это деньги платят и власть дают. Можно сказать, чем больше законов – тем больше власти, тем больше денег.

А тут один математик мне напомнил: чем больше чисел – тем больше неопределенность результата их взаимодействия. Но это же очевидно, особенно учитывая сменяемость людей во всех этих органах, у каждого из которых свой словарный запас и задача отличиться от предыдущих авторов.

Разве все это может не порождать противоречий и параллельных норм? Какое число правоотношений нужно отрегулировать в стране, чтобы в ней был порядок? С какой частотой вносить изменения в нормы?

А если понять, что противоречия порождают хаос, а хаос противостоит порядку, то ясно, что в нынешней системе достичь порядка технически невозможно. Пока у Государственной думы РФ и органов власти стоит единственная задача – принимать законы, они будут это делать.

Видимо, назрела пора обусловить принятие законов и НПА только насущной необходимостью и такими процедурами, включая общественное обсуждение и даже публичные слушания, чтобы каждый закон и нормативный акт были написаны хотя бы на поколение – на пару десятков лет.

В контексте указанных проблем детскими шалостями выглядит представление о коррупции некоторых наших сограждан.

Вот на прошлой неделе появились очередные обвинения, основанные на взломанной переписке экс-министра здравоохранения Татьяны Голиковой. Якобы она и драгоценности покупала, и материалы в СМИ против своих оппонентов заказывала, и за рубежом лечится.

И? Что тут такого странного или коррупционного? Какая женщина не любит драгоценности? Цифра – две тысячи долларов. Это что, признак коррупции? Кто из министров не заказывает информационные материалы в СМИ? И почему бы им этого не делать, если СМИ для них реальный инструмент политики, за которую они отвечают?

Из серьезных обвинений остается лишь то, где лечится, но по мне, так это личное дело каждого. Мне тоже было бы неловко смущать врачей своим визитом, если бы я был министром. Они из-за волнения могут чего-нибудь не то отрезать или, наоборот, будут на цыпочках ходить, а я этого терпеть не могу. Лучше ехать туда, где тебя не знают.

Если кто-то подумал, что я выгораживаю Голикову, то он не знает истории наших отношений, иначе он этого бы не подумал.

Я как раз скажу, что в огромной степени ее вина в усилении той коррупции, о которой я написал выше, потому что под ее руководством были приняты основные законы, которые кишат недоговорками, противоречиями и параллельными нормами. А вот это уже обвинение, за которое к ответственности не привлечешь, но и отмыться сложно, поскольку это обвинение в общем усилении хаоса и разрушении системы здравоохранения.

 


источник :  www.vz.ru

вернуться в раздел новостей