С 1 ноября в 48 населенных пунктах Амурской области будут созданы так называемые домохозяйства, задача которых — оказывать первую медицинскую помощь местным жителям. Соответствующее постановление в августе 2015 года подписал министр здравоохранения региона Николай Тезиков, и сейчас к нововведению практически все готово.
Добрый библиотекарь Айболит
Смысл реформы в следующем. В небольших (до 100 жителей) населенных пунктах «свой» медицинский персонал держать невыгодно. Персонала и не хватает: даже в областной столице укомплектованность медучреждений кадрами составляет, по данным регионального Минздрава, всего 65%. В таких условиях ведомство посчитало обеспечение каждой деревушки своим фельдшером, а тем более врачом слишком большой трудностью.
Поэтому в районах Амурской области медицинские организации укрупняют, стягивая в райцентры квалифицированных специалистов и высокотехнологичное оборудование. А «на местах» первую помощь соседям будут оказывать сами же местные жители, прошедшие обучение у докторов. Они должны уметь сделать перевязку, померить давление, дать таблетку. А на связи по телефону с ними будут настоящие врачи.
«Проблема нехватки кадров в регионе действительно существует. В селах закрываются и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), и аптеки. Кроме того, у нас, как и по всей стране, идет сейчас процесс оптимизации и централизации здравоохранения, — рассказывает РП Сергей Иванов, председатель комитета по вопросам социальной политики областного Заксобрания. — Делается это для того, чтобы людям оказывали помощь в нормальных условиях квалифицированные медики. Но работают они в более или менее крупных населенных пунктах. А в маленьких нет ничего. Не доедет туда быстро и скорая. Получается, людям, если они заболеют, за элементарной помощью придется ехать за десятки километров. Пусть уж хоть что-то будет им доступно там, где они живут».
В областном Министерстве здравоохранения «Русской планете» заявили: такая практика — не региональное «изобретение». Вводить ее разрешает соответствующий приказ Минздрава РФ «Об оказании медико-санитарной помощи взрослому населению». Согласно этому документу в населенных пунктах с числом жителей до 100 человек, находящихся на удалении более 6 км от медучреждений, могут быть организованы домохозяйства, члены которых должны оказывать первую помощь при травмах, отравлениях, острых приступах сердечно-сосудистых заболеваний и так далее. Медучреждение обучает управляющего домохозяйством сотрудника, дает ему необходимые медикаменты, обеспечивает средствами связи и периодически запрашивает у него отчет о проделанной работе. Все.
О том, как это выглядит в реальности, РП рассказали в Дальневосточном сельсовете Ромненского района, где нововведение действует уже некоторое время.
«У нас есть такое село Григорьевка, в нем меньше 100 жителей, и по нынешним нормативам свой ФАП ему сейчас не положен. Раньше был, да закрылся, — рассказывает РП Маргарита Лузан, глава Дальневосточного сельсовета. — Теперь первую помощь людям в случае чего оказывает местный библиотекарь. Она женщина образованная, активная, ответственная, к ней односельчане и раньше обращались, если, например, надо было укол сделать или давление померить. А сейчас она съездила на учебу в районную больницу, некоторым навыкам ее там обучили, и пока жалоб на нее не было, все ею довольны. В экстренных случаях она, конечно, связывается с райбольницей. Плюс два раза в месяц к нам приезжают настоящие медики, проводят консультации. Само-то здание ФАПа у нас осталось, оно хорошее, отапливаемое, там приезжие врачи и принимают пациентов. Единственная сложность возникает, когда какие-то процедуры — физиотерапию или инъекции те же — нужно проводить ежедневно. Тут уж людям приходится самим ездить в муниципальный центр».
«Нам навязывают самолечение»
«Такая ситуация, разумеется, рождена полной безысходностью, — делится с РП кандидат медицинских наук Анна Кузнецова. — И правильной ее считать недопустимо. Еще несколько лет назад, когда ФАПы даже в самых глухих деревнях были нормой, мы, консультируя сельчан, за голову хватались: все поголовно больны в совершенно запущенных формах, а некоторых прямо с приема приходилось экстренно госпитализировать. Сейчас, когда людей предлагается лечить "таблеточкой", которую им даст человек без медицинского образования, ситуация может еще более усугубиться».
Кроме того, если ошибся квалифицированный врач, у пациента остается шанс отсудить компенсацию за вред здоровью от неверно назначенного лечения. Но кто будет отвечать, если оплошность допустил «управляющий домохозяйством»? Человеку без медобразования юридически невозможно предъявить иск за врачебную ошибку. За нее понесет наказание главврач больницы, к которой прикреплен самодеятельный фельдшер.
«В приказе Минздрава ясно указано: первичную медицинскую помощь (даже если реально ее оказывают домохозяйства) организуют те медучреждения, к которым жители той или иной территории прикреплены по участковому принципу, на каком бы удалении эти медучреждения ни находились. Пусть даже эта организация сводится к обучению перевязками и обеспечению медикаментами, — рассказывает РП адвокат Евгений Нестеров. — Соответственно, если что-то пойдет не так и здоровью пациента вследствие неправильных действий "самодеятельного медика" будет нанесен вред, иск надо подавать в отношении медучреждения — отвечать в данном случае будет оно».
Сами жители Амурской области от перспективы оказания им помощи «народными целителями» не в восторге. «Мы не люди, что ли? — возмущается в беседе с корреспондентом РП жительница Архаринского района Марина Пименова. — У нас и так уже кто в райцентр едет, затаривается таблетками и микстурами на всю оставшуюся жизнь — неважно, надо оно или не надо, и соседям прихватывает. И с детьми с малейшим чихом приходится ехать за тридевять земель, чтобы доктор посмотрел. Как, скажите, человек, если он не врач, сможет определить, болит у меня голова «на погоду» или это менингит? Сколько раз и читали, и слышали: не занимайтесь самолечением, чуть что — сразу к врачу, даже при обычной простуде. А тут нам это самолечение навязывают».
В постановлении амурского Минздрава изначально были перечислены районы и населенные пункты области, в которых с ноября будут действовать домохозяйства: это восемь деревень Архаринского района, четыре в Белогорском, пять в Мазановском, семь в Серышевском, две в Сковородинском, девять в Михайловском, шесть населенных пунктов Октябрьского, два — Тындинского районов. По одному домохозяйству предполагалось организовать в Завитинском, Зейском, Ромненском, Селемджинском районах.
Но, как оказалось, не во всех районах с решением министерства согласились. «У нас есть труднодоступные населенные пункты, но нововведение, описанное в приказе Минздрава, мы в них вводить не будем, — рассказывает РП Михаил Пивень, глава Мазановского района. — В более или менее крупных действуют свои больнички. В тех, что поменьше, у нас везде остались ФАПы. К примеру, поселок Ивановский зимой каждый год оказывается отрезанным от внешнего мира снегами. И было бы глупо просто с точки зрения логистики заставлять медиков туда добираться или всякий раз людей в райцентр возить. Поэтому мы и сохранили в Ивановском, хоть он удаленный и малочисленный, собственную поселковую больницу. Ну а в особых случаях, конечно, будем связываться с медиками из областного центра».
источник : rusplt.ru