Пилотный проект по лекарственному страхованию в будущем году распространится на несколько российских регионов. Об этом министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила журналистам по итогам последнего заседания правительственной комиссии по вопросам здоровья граждан, на котором обсуждались результаты реализации эксперимента по лекарственному возмещению в Кировской области.
Пилотные планы
«Фантастической эффективности проект, который сейчас взят за основу для того, чтобы со следующего года его расширить уже на 15–16 регионов», – оценила кировский «пилот» Скворцова. По словам министра, сегодня государственная политика в сфере лекарственного обеспечения направлена «в сторону взятия государством на себя частичных гарантий по возвращению цены на препараты».
Обеспечение пациентов лекарствами – одна из самых сложных позиций российского здравоохранения. Несовершенство действующей модели и необходимость поиска альтернативы системе госзакупок признает уже и сам Минздрав. Два года назад ведомство утвердило «Стратегию лекарственного обеспечения населения России до 2025 года» – глобальный документ, определяющий политику государства в отношении производства, контроля, продажи и применения лекарств. В числе прочего, были предложены и альтернативы госзакупкам: лекарственное страхование, соплатежи и частичная компенсация затрат за купленные лекарства.
Пилотные проекты по отработке новых схем должны были начаться с 2015 года, а с 2017 года уже планировалось их внедрение. О желании провести у себя «пилоты» заявил ряд регионов. Однако до последнего времени об этом не вспоминали. Лишь недавно появилось распоряжение правительства, утвердившее критерии выбора субъектов федерации для проведения пилотных проектов.
Кировский эксперимент
Первой, по собственной инициативе, опробовала новую систему обеспечения лекарствами Кировская область, где с 2013 года запустили программу страхования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Правда, здесь «лекарственным страхованием» назвали систему сооплаты пациентов за лекарства, при которой 90% расходов взял на себя областной бюджет. Организационную схему использовали ту же, что при обеспечении льготников: лекарства выписывали врачи, а пациенты получали их по рецептам в аптеке, доплачивая 10%, чтобы сохранилась их мотивация к лечению.
Результаты первых двух лет работы проекта превзошли все ожидания. Как сообщил на заседании правительственной комиссии губернатор Кировской области Никита Белых, вмуниципалитетах, участвующих в проекте, на 25% снизилась потребность в вызовах скорой помощи и в стационарном лечении по данному профилю, первичный выход на инвалидность сократился на 22%, смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 21%. При этом полученный экономический эффект – 90,5 млн рублей в три раза превысил затраты областного бюджета на реализацию проекта – 31,4 млн рублей.
Читайте еще: По следам форума ОНФ: регионы начали реагировать на жалобы президенту
О том, что у федеральных ведомств нет рычагов воздействия на регионы, постоянно говорит и министр здравоохранения Вероника Скворцова. «Если бы Минздрав был устроен, как силовое ведомство, нам было бы проще регулировать нормативы, контролировать работу на местах, и, если есть искажения на местах – сменить руководство, – объясняла Скворцова журналистам и в дни форума. – Существующее разделение полномочий не упрощает работу».
По словам зампреда областного правительства Дмитрия Матвеева, до начала проекта регулярно наблюдалась у врачей лишь половина больных, страдающих артериальной гипертензий и ИБС. «За последние годы государство вложило значительные инвестиции в здравоохранение, однако демографические показатели отстают от уровня этих вложений, – заявил ранее Матвеев «Российской газете». – Одна из причин – неадекватное амбулаторное лечение. Наши граждане, особенно страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, лечатся не так, как это необходимо по рекомендациям врача, а самостоятельно и нерегулярно, что, в конечном счете, приводит к преждевременной смерти. Преодолеть эту проблему может лишь введением всеобщего лекарственного страхования».
Директор Центра социальной экономики Давида Мелик-Гусейнов. Фото: nastroenie.tv
По мнению директора Центра социальной экономики Давида Мелик-Гусейнова, сегодня Кировская область – один из лучших регионов в плане лекарственного обеспечения. «У них есть чему поучиться: как они реализовали те или иные инициативы, какие нормативно-правовые акты приняли, как это все вписали в конституционные нормы, в нормы программ госгарантии», – считает Мелик-Гусейнов.
Страховые модели
В России сегодня большинство амбулаторных пациентов должны покупать лекарства за свой счет, но чаще всего не покупают и не лечатся, что не может не сказываться на продолжительности и качестве жизни. Что касается стационарного и льготного сегмента, то, как отмечает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович, зачастую в регионах не могут четко рассчитать потребность, и часть закупленных лекарств остается невостребованной, в то время как каких-то других препаратов наоборот не хватает. «Надо переходить к системе лекарственного возмещения в разных вариантах, – считает эксперт. – Тогда можно будет уйти от закупок и компенсировать стоимость приобретенных пациентами препаратов. Это позволит перейти к более рациональной системе лекарств обеспечения».
Еще одно краевое ноу-хау – региональная система референтных цен, благодаря чему в 2015 году даже при росте курса валюты удалось сэкономить 7% расходов на лекарственные препараты. Мы на своем региональном уровне сделали список референтных оптовых и розничных цен на препараты из перечня ЖНВЛП. В крае сохранена государственная сеть аптек, которая выполняет еще и функции уполномоченного склада. Внедренная в этой сети система референтных цен не позволяет работающим с ней оптовикам повышать внутренние цены даже на препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП и не имеющие фиксированной наценки.
Различные варианты лекарственного страхования есть во многих странах мира. Где-то лекарства по рецепту врача полностью бесплатны для пациентов, где-то есть фиксированные соплатежи или платеж в процентах от цены. Но главное – больные получают адекватное лечение. Одна из распространенных мировых моделей – классическое лекарственное страхование – заключается в том, что все население делает ежемесячные отчисления, а лекарства получают пациенты в случае болезнен
«Страховая модель – это модель обеспечения населения препаратами, когда работает принцип "здоровый платит за больного"», – объяснила «МедНовостям» Попович. Лекарственное страхование может вводиться частями: сначала быть частью системы ОМС для обеспечения амбулаторных пациентов, а затем и в больнице. Однако, признается эксперт, она не видит «возможности внедрения страховой системы в ближайшие годы, несмотря на то, что некоторые регионы были не прочь попробовать»
Наиболее реальной сегодня выглядит система референтных цен: государство устанавливает планку стоимости лекарств, до которой оно готово возмещать затраты пациентов. Если же человек хочет приобрести более дорогой препарат, он оплачивает разницу между референтной ценой и рыночной стоимостью лекарства. Такая практика существует за рубежом и полностью себя оправдала, отмечает руководитель профильного департамента министерства здравоохранения Елена Максимкина: придя с рецептом в аптеку, пациент сам решает, выбрать ли ему дженерик, стоимость которого покрывает размер возмещения, или оригинальный препарат, за который он просто доплатит.
Сейчас за рубежом существует несколько принципов определения референтных цен. Самый простой – ограничение размера возмещения на взаимозаменяемые препараты ценой самого дешевого дженерика из этой фармакологической группы. В Швеции к этой сумме прибавляется 10% его стоимости, в Дании – 100%. В Германии предельную цену определяют, исходя из средней цены нескольких аналогичных препаратов с пересчетом на содержание активного вещества и размер упаковки.
Еще одно предложение – использовать для лекарственного софинансирования механизм дополнительного страхования («ОМС+»), утвержденного долгосрочной Стратегией развития здравоохранения. В отличие от добровольного медстрахования, здесь речь идет не об отдельной страховке, а о пакете платных услуг в дополнение к полису ОМС. «Выбранные пилотными регионы сами придумают под себя модели, которые будут тестировать, – говорит Мелик-Гусейнов. – Я бы предложил в качестве такой модели лекарственное софинансирование. Про это практически не говорят, но это крайне важно для амбулаторного лечения. Если дополнительное страхование будет покрывать расходы на лекарства, это значительно сократит расходы на стационарное звено».
Ирина Резник
источник : medportal.ru