Огромные деньги тратятся в РФ на псевдонаучные разработки и проекты. Власти почти никак не борются с этим, сетуют эксперты. Они уверены - лженаука слишком выгодна, чтобы ее запретить.
Одной из брешей, сквозь которые утекают средства из российского бюджета, являются псевдонаучные проекты, указывают эксперты. По их оценкам, суммы государственных затрат тут могут быть как небольшими (от нескольких сотен тысяч рублей), так и более чем внушительными (до десятков триллионов рублей). Системная экспертиза получающих бюджетные деньги проектов на наличие в них признаков лженауки в России не проводится - несмотря на то, что Комиссия по борьбе с лженаукой существует в стране уже более 16 лет. Кому выгодно такое положение дел, выясняла DW.
Триллионы на воду
В 2009 году тогдашний спикер Госдумы России Борис Грызлов (ныне глава высшего совета партии «Единая Россия») представил общественности свое совместное с академиком РАЕН Виктором Петриком изобретение - систему очистки воды. Внедрение технологии планировалось включить в федеральную целевую программу (ФЦП) сроком до 2020 года с объемом финансирования до 15 триллионов рублей.
Как рассказал DW член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Александр Сергеев, ученые знали о том, что изобретение является фикцией, однако в Академию наук пришло указание обеспечить «научную поддержку великому изобретателю».
«И некоторые академики, директора институтов, видимо, понимая, где деньги лежат, стали в восторженных тонах нахваливать его», - говорит Сергеев. По его словам, предотвратить принятие ФЦП помог лишь широкий общественный резонанс - огромное число ученых продолжили публично выражать свое критическое отношение к псевдонаучной технологии и сумели доказать свою позицию в судах.
Кому это выгодно
Этот громкий случай, тем не менее, не стал поводом для внедрения повсеместной проверки для всех подобного рода проектов, проходящих в том числе через систему госзаказа. «Оценить общий масштаб злоупотреблений не представляется возможным», - сетует Александр Сергеев. По его словам, мешает этому как отсутствие системы, так и нежелание самих властей.
«Вообще-то, наша комиссия создавалась не для того, чтобы разоблачать чиновников, - говорит он. - Наоборот, она должна помогать им избегать мошенников, выдающих себя за ученых. Но нередко мошенники с чиновниками осознанно сотрудничают в деле освоения госбюджета».
Сергеев делит выгодоприобретателей от лженауки на две категории - прямых и косвенных. «Напрямую на лженауке зарабатывают сами шарлатаны и те, кто крышует их со стороны власти. Косвенно - журналисты, издатели, теле- и радиопродюсеры, которые занимаются распространением псевдонаучных мифов, участвуя тем самым в прибылях всего шарлатанского конвейера», - добавляет ученый.
Медицина бессильна?
Одной из тем, которой сегодня занимается Комиссия по борьбе с лженаукой, является разоблачение псевдомедицинских разработок. Их реклама появляется сплошь и рядом в СМИ с широким охватом аудитории. «Официальный печатный орган правительства России, например, разместил недавно у себя на страницах интервью, в котором содержится реклама гомеопатической клиники, якобы помогающей лечить онкологические заболевания», - сообщил Александр Сергеев.
По его словам, комиссия считает подобные материалы опасными для потенциальных клиентов и планирует воздействовать на издание через ФАС и другие регулирующие органы. Вообще, констатирует Сергеев, мошенничество в сфере медицины в последнее время развивается в России особенно активно.
Глава Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский добавляет, что спрос на услуги так называемых целителей и псевдоврачей говорит об отсутствии у россиян доверия к государственной медицине в целом. Однако, по мнению эксперта, вмешательство властей в эту сферу едва ли необходимо и вряд ли может оказаться эффективным: «Эта деятельность не подлежит регулированию, поскольку трудно определить даже сам объект такого регулирования. Людям свойственно верить в чудеса».
В океане лжи
Параллельно с деятельностью Комиссии по борьбе с лженаукой в России уже третий год работают активисты сетевого проекта «Диссернет», занимающегося выявлением фальсификаций в научных публикациях. Один из основателей «Диссернета» Андрей Ростовцев сообщил DW, что считает важным бороться с плагиатом и лженаукой, поскольку только так можно расшевелить экспертное сообщество и совместными усилиями противостоять «океану лжи».
По данным Ростовцева, в последнее время поток слабых или откровенно списанных диссертаций сократился: «В прошлом году было защищено 13 тысяч диссертаций против 25 тысяч, которые в среднем в последнее десятилетие защищались в России за год. Конечно, это не только наша заслуга, но мы поддерживаем эту атмосферу неприятия к фальсификации». Еще один заметный результат - сократившееся число диссертаций, защищаемых чиновниками.
После того как «Диссернет» обвинил в плагиате таких известных персон, как уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов, депутат Госудумы от ЛДПР Игорь Лебедев (сын Владимира Жириновского), министр культуры Владимир Мединский, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и многих других, высокопоставленные чиновники перестали стремиться к получению научных степеней.
Более того, добавляет Ростовцев, некоторые из тех, кто их имеет, стали убирать титулы со своих сайтов. Правда, это максимум, на что идут власть имущие. «Если в Европе после разоблачений люди уходят в отставки, то у нас ждать этого не приходится. У нас все понимают, что врать - это их профессиональная обязанность», - заключил Андрей Ростовцев.