На расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, прошедшем 12 ноября, возник жаркий спор о рекламе медицинских препаратов в СМИ. Интересно, что как раз накануне президент подписал поручение правительству РФ до июля 2016 г. представить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, касающихся ограничения рекламы лекарственных препаратов.
Медиа шоу
Представители центральных СМИ очень хорошо подготовились к заседанию. Вопрос рекламы лекарств в СМИ обсуждается давно. В начале года Министерство печати и массовых коммуникаций в качестве антикризисных мер предлагало разрешить рекламировать СМИ некоторые товары, продвижение которых ранее было ограничено. В конце года, во время форума Общероссийского народного форума (ОНФ) встал вопрос о самолечении, после которого появились предложения о запрете рекламы любых лекарственных средств.
Такой поворот СМИ, похоже, не ожидали, и, как признался глава комитета по информационной политики Леонид Левин, в Госдуму от медиаиндустрии поступало много предложений об обсуждении этой проблемы.
И вот, наконец, им дали высказаться. Президент Трансконтинентальной медиакомпании, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Александр Митрошенков подготовил целое мини-шоу. Сначала он включил видеообращение ведущей программы «Здоровье» Елены Малышевой, которая лично приехать не смогла. Она проникновенным голосом попросила присутствующих быть рассудительными и внимательными. «Несколько лет назад вы приняли решение о запрете рекламы лекарств в детских программах, реклама – это деньги, на которые существовало детское телевидение. В результате детские программы с основных каналов исчезли. Сегодня под угрозой находятся научно-популярные программы. Если не будет их, то не будет массового просвещения людей. Многие вопросы у нас не решены. У нас запрещена реклама рецептурных препаратов, но вы можете свободно купить это лекарство. В большинстве стран мира реклама рецептурных лекарств разрешена, но вы нигде не купите это лекарство без рецепта врача», – надавила она на самые болевые точки.
Сам господин Митрошенков пошел еще дальше. Он обвинил депутатов, которые хотят запретить рекламу ЛС, в уничтожении медиарынка. «Сейчас идет информационная война, в ней наша информационная команда, наши СМИ не проигрывают. В этот момент депутаты, которые кричат: «Надо поддержать эту войну», наносят сами колоссальный удар. Я считаю, что каждый депутат должен знать, что если он голосует за такие законы, он фактически играет на руку пропагандистской машине США», – обрушился глава Трасконтинентальной медиакомпании на народных избранников, добавив, что такими действиями они могут подставить президента.
Без гипноза
Следующий выступающий – исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Дмитрий Целоусов – посетовал, что у него нет такого ласкающего слух голоса как у Елены Малышевой. «То, что мы с трибуны наблюдали – это отчасти зомбирование. СМИ напористо доносят информацию, ты готов уже поверить и купить», – прокомментировал он «шоу» предыдущего оратора.
В то же время он согласился, что действительно в здравоохранении существуют хронические проблемы. Во-первых, россияне склонны к самолечению, во-вторых, по-прежнему есть очереди в поликлиниках, дефицит специалистов, в-третьих, негативный опыт обращения к врачу. При этом по его мнению не стоит запрещать рекламу в СМИ. Необходимо решать структурные проблемы, в также внести изменения в процесс продвижения безрецептурных препаратов, приняв этические нормы рекламных материалов.
Что сказал президент
А по поводу поручения президента попыталась дать разъяснения депутат Госдумы, сопредседатель ОНФ Ольга Тимофеева: «Несмотря на то, что я представитель СМИ (ранее она работала на телевидении в Ставрополе, прим. «ФВ»), я хочу напомнить, что все мы являемся пациентами. Мы понимаем, что реклама – это реальные деньги. Реклама фармпрепаратов заняла первую строчку в рейтинге, обогнала банковскую отрасль, розничную торговлю, другие индустрии. Но мы все пациенты и о нашем здоровье некоторые предыдущие ораторы умолчали».
Она рассказала, что ОНФ предлагает ограничивать не рекламу, а самолечение граждан. Тимофеева напомнила, что по данным ВЦИОМ, самостоятельно лечатся 25% населения. «Мы настаиваем принципиально, что ограничение рекламы лекарственных препаратов должно коснуться сильнодействующих обезболивающих препаратов. Люди покупают обезболивающее и не идут к врачу. Надо анализировать рынок, провести полный мониторинг, с привлечением специалистов решить, что нужно ограничивать. Мы говорим о конкретных препаратах, которые нельзя было бы купить в аптеке, посмотрев телевизор или прочитав газету».
Когда представители СМИ попытались возразить, что реклама рецептурных препаратов и так запрещена, Ольга Тимофеева уточнила, что будет проверка всего того, что рекламируется сегодня, и из этой массы просто будут убраны те препараты, которые, по мнению медицинских экспертов, способствуют самолечению и которые нужно убрать из общественных медиа.
Дискуссия продолжалась долго, на заседании проблема действительно была рассмотрена во многих аспектах. Подробности можно прочитать в одном из ближайших номеров «ФВ».
по теме : Эксперт: необходим отдельный закон о рекламе лекарств
источник : www.pharmvestnik.ru