Закончился VI Всероссийский конгресс пациентов – событие, значимое для страны хотя бы потому, что все граждане, в сущности, пациенты. На конгрессе были обозначены болевые точки нашего здравоохранения.
Финансирование здравоохранения, и так всегда крайне недостаточное, в условиях кризиса еще сокращается. Проводимая с целью экономии государственных средств оптимизация здравоохранения делает медицинскую помощь все менее доступной.
Выступивший на открытии конгресса президент Национальной медицинской палаты доктор Рошаль назвал проводимую оптимизацию непродуманной и напомнил, что против нее на проходившем недавно съезде Нацмедпалаты высказались 80% врачей. А сокращение расходов на медицину с нынешних 3,7% ВВП до 3,4% в 2016 году – преступление. Реформы здравоохранения, закрытие лечебных учреждений с гражданским обществом не обсуждаются. «Мы с вами в одной лодке и должны бороться за свои права все вместе», – заявил доктор Рошаль.
Больные и врачи скованы единой цепью: одним негде и нечем лечиться, у других все меньше возможности лечить. По всей стране медицинские центры и больницы закрываются, медицинский персонал сокращается, при том что его не хватает. Граждан заталкивают в платную медицинскую помощь, даже в государственных больницах и поликлиниках устанавливается порядок оплаты диагностики и некоторых видов лечения. Об этом много говорили на конгрессе.
Делегаты конгресса съехались со всей страны – более чем из 50 регионов. Большинство из них были люди, особенно зависящие от состояния здравоохранения, – больные тяжелыми хроническими заболеваниями (довольно много на колясках, с ходунками или с палками), родители детей с врожденными болезнями. Естественно, родители будут биться за здоровье своих детей до последнего. И бьются, и добиваются.
Здоровье хронически больных прямо связано с тем, будут ли они получать необходимые лекарства и какого качества лекарства. Это стало одной из главных тем конгресса. Проблемы с лекарственным обеспечением есть и всегда были прежде всего в регионах. Там нередко отказывают в выписке льготных препаратов, особенно дорогостоящих. Конгресс считает, что право на получение льготного лекарства должны иметь не только получившие статус инвалидов, но и все больные с тяжелыми хроническими жизнеугрожающими заболеваниями. Если лечить их своевременно и полноценно, они не станут инвалидами. Закупки должны быть централизованными, это позволяет снизить закупочные цены и избежать сбоев в обеспечении больных лекарствами.
Серьезную дискуссию вызвала проблема импортозамещения. Известная шутка Жванецкого о лекарствах, которые есть, и лекарствах, которые лечат, в этой ситуации становится очень актуальной. Людей с угрожающими жизни заболеваниями неэффективное лекарство ставит на грань гибели. Между тем российские фармацевты обращаются к государству с просьбой упростить процедуру проверки качества их продукции ради более эффективного импортозамещения.
На торгах для иностранных производителей создаются ограничения, и для отечественных производителей нет стимула повышать качество препаратов – ведь это лишние затраты и сокращение прибыльности бизнеса. Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов, в отчаянии заявил: «Пациентов превращают в стадо баранов, которых никто не спрашивает о качестве предлагаемых им в рамках импортозамещения лекарств».
От некачественных, произведенных на скорую руку препаратов у больных возникают осложнения. Работающей системы контроля осложнений, возникающих от приема лекарств, нет. Конгресс принял решение о необходимости создания общественного контроля в сфере здравоохранения.
Отвечая на вопрос о качестве предлагаемых больным лекарств, директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава Елена Максимкина сказала: «В рамках процедуры допуска на рынок лекарство может быть определено только как качественное или некачественное, и последнее соответственно не может попасть в аптеки». В Росздравнадзоре считают, что за качеством препаратов, которые были выпущены на рынок, должны следить сами пациенты и, если возникает побочная реакция, настоять, чтобы врач сообщил об этом в Росздравнадзор. Понятно, что врачу только нарываться на неприятности не хватало – сообщать об осложнениях начальству.
Понятно и другое, самое главное: спасение утопающих – дело рук самих утопающих, то есть пациентов. Они это осознают, борются, и порой небезуспешно
.
источник : www.ng.ru