Второй Всероссийский конгресс пациентов, руководствуясь международными нормами права, законодательством России, Декларацией о правах пациентов России, основываясь на анализе ситуации в сфере здравоохранения Российской Федерации, выраженном в докладах и материалах Конгресса, формировании «проблемного листа пациентов» составленного в ходе проведения Конгресса, принял настоящую Резолюцию в качестве общего мнения пациентов и их объединений, и считает необходимым донести свое мнение до органов государственной власти, широкой общественности, средств массовой информации.
Конгресс отмечает, что государству во взаимодействии с профессиональными медицинскими объединениями и обществами пациентов в ближайшее время необходимо решить ряд особо острых вопросов, которые волнуют пациентское сообщество.
1. Необходимы шаги по улучшению доступности оказания медицинской помощи населению. Среди высказанных проблем можно выделить необходимость скорейшей разработки и утверждения стандартов лечения соответствующих современным методам лечения. Признавая важность и эффективность системы высокотехнологичной медицинской помощи участники Конгресса отмечают многочисленные проблемы решение которых давно назрело и требует немедленного реагирования. Необходимо принятие принципиального решения о дополнительном финансирвании системы ВМП, но существуют также возможности более оптимальной реализации программы, например, путем более оперативного перераспределения квот как между регионами, так и между лечебными учреждениями.
2. Необходимо реформирование системы льготного лекарственного обеспечения граждан. Много нареканий вызывают региональные программы льготного лекарственного обеспечения, отмечаются отказы в выписке дорогостоящих лекарственных средств или значительные перебои в их поставках. Пациентское сообщество волнует вопрос критериев формирования перечня жизненноважных лекарственных препаратов и возможности выписки по жизненным показаниям препаратов не включенных в перечень ЖНВЛП.
Вызывает крайнюю обеспокоенность возможная передача реализации программы «7 нозологий» в ответственность регионов. Прекращение централизованной закупки и дробление этого процесса на 84 субъекта РФ приведет по мнению участников Конгресса к повышению рисков усиления коррупции и, как следствие, повышению цен на жизненноважные лекарственные средства. Считаем необходимым сохранение централизации лекарственного обеспечения данной программы.
Конгресс считает, что право на получение льготного лекарства должно основываться не только на наличии статуса «инвалид», но и при наличии тяжелых жизнеугрожающих хронических заболеваний. Примером такого подхода, например, является программа «7 нозологий», в рамках которой граждане получают льготные лекарства независимо от инвалидности. Такой подход позволит предупреждать инвалидизацию и осуществлять эффективную лекарственную терапию на самых ранних этапах развития заболевания, как в условиях стационара, так и при амбулаторно-поликлиническом лечении. Бремя такой будущей программы должны нести федеральный и региональные бюджеты. Участники конгресса указали на наибольшее количество проблем именно в этой сфере.
3. Необходимо внесение ряда поправок в действующее законодательство касающееся регистрации и оборота лекарственных средств. Такие поправки должны касаться вопросов более жесткой системы регистрации джинериков и, в особенности, биоаналогов, пострегистрационного контроля за развитием нежелательных реакций и осложнений, введения внешнего контроля качества производимых лекарственных средств (как отечественных, так и зарубежных) и компонентов крови со стороны соответствующих госорганов, введение четкого определения взаимозаменяемости лекарственных средств.
4. Действующая система закупок лекарственных средств для государственных нужд не отвечает современным условиям, так как при таких закупках не учитываются критерии эффективности и качества лекарственных средств. Пациентское сообщество выступает против действующей системы государственных закупок основывающейся только на принципе приоритета цены предлагаемых лекарственных средств. Вопрос стоимости не должен решаться в ущерб качества и эффективности. Необходимо создать механизм проведения конкурсных процедур, который позволял бы не только экономно расходовать бюджетные средства, но и, в конечном счете, позволял эти бюджетные средства расходовать эффективно – действительно на работающие и безопасные лекарственные средства. Государственные закупки должны осуществляться таким образом, что бы ни создавать монополии одного торгового наименования, что позволит с одной стороны повысить безопасность страны (меньшая зависимость от одного производителя), а с другой стороны даст право на выбор лекарственного средства, как врачу, так и пациенту. Конгресс выступает за существенное изменение действующего федерального закона № 94-ФЗ как не отвечающего потребностям, как пациентов, так и здравоохранения в целом.
5. Значительным прорывом в лечении редких заболеваний в Российской Федерации может стать проект закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который в ст. 44 вводит определение редкого заболевания, систему учета, лечения и лекарственного обеспечения граждан, страдающих подобными заболеваниями. Однако необходимо принятие значительного количества подзаконных актов в данной области, так же к 2013 году должен быть решен вопрос какие редкие заболевания будут включены в программу «7 нозологий» в соответствии с ч. 12 ст.15 проекта закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Кроме волнующих пациентов с редкими заболеваниями вопросов льготного лекарственного обеспечения остро встают вопросы разработки соответствующих регистров и стандартов. Ощущается потребность в расширении бесплатной диагностики редких заболеваний, включая ДНК диагностику, перинатальную диагностику, методы ЭКО с предимплатационной диагностикой для носительниц наследственных заболеваний. Участники Конгресса обращают внимание на недостаточность или даже отсутствие специализированных медицинских центров по лечению целых групп редких заболеваний.
6. Необходимы шаги по изменению системы медико-социальной экспертизы, которые предусматривали бы особенности тяжелых хронических заболеваний, так же необходимо развивать систему бесплатной медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения независимо от наличия или отсутствия статуса инвалида.
7. Вызывает опасение расширение сферы платных медицинских услуг. Государство должно принять необходимые меры к исполнению конституционной нормы о бесплатной медицинской помощи, оказываемой гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, не трактовать действующее законодательство, как ограничивающее это право, и не принимать нормативно-правовых актов, умаляющих его.
8. Конгресс отмечает, что система здравоохранения до сих пор недостаточно эффективна и не оптимизирована, чему и должна служить модернизация, чуть ли не в первую очередь, изменяя систему отношений в отрасли. Так, например, по разным оценкам от 40% (ВОЗ) до 80 % (Минздравсоцразвития РФ) лекарств с недоказанной эффективностью и безопасностью, 20 % лекарств применяется офф-лейбл, по неразрешенному назначению, БАДы замещают лекарства при этом, не проходя клинических исследований. Выявляется 30 % приписок в меддокументах, происходит дублирование услуг и пациентов по отчетам в разных системах финансирования, плохая доступность помощи в амбулаторно-поликлиническом звене приводит в многократному увеличению затрат на пациента в стационарном звене. Безусловно, здесь заложена возможность оптимизации государственных расходов и перераспределение финансирования на развитие здравоохранения.
9. Необходимо продолжить формирование механизма взаимодействия обществ пациентов и органов исполнительной и законодательной власти. Позитивным примером в этой области является деятельность Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздравсоцразвитии РФ и Совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре РФ. Считаем целесообразным расширять эту практику на региональном уровне. Создание «площадок», на которых проводилось бы общественное обсуждение проектов решений государственных органов власти в сфере здравоохранения, осуществление общественной экспертизы проектов таких решений, более активное вовлечение обществ пациентов и профессиональных медицинских объединений позволит повысить качество подготавливаемых решений и осуществлять контроль за их последующей реализацией что по мнению участников Конгресса позволит во многих случаях предотвратить возможную социальную напряженность.
К настоящей резолюции прилагается составленный участниками Конгресса «проблемный лист» включающий в себя высказанные вопросы и проблемы, волнующие пациентское сообщество.
Для справки:
На II Всероссийском Конгрессе пациентов участвовало 984 представителей из 63 регионов России. В работе Конгресса приняли участие представители Государственной Думы и Совета Федерации, Минздравсоцразвития РФ, Росздравнадзора РФ, Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, администрации города Самара.
источник : вернуться в раздел новостей
http://saversky.livejournal.com/