Чтобы бесплатно получать лекарства по рецептам могли все россияне, а не только льготники, на их закупку необходимо выделять дополнительно 150 миллиардов рублей в год. Такая цифра прозвучала на II Всероссийском конгрессе «Право на лекарство», который прошел на минувшей неделе. Однако пока всеобщее бесплатное медикаментозное обеспечение остается утопией, а необходимые препараты зачастую не могут получить даже льготники. В условиях кризиса пациенты все чаще сталкиваются с отсутствием в аптеках лекарств, которые должны быть оплачены за госсчет. В Минздраве ситуацию объясняют отсутствием денег у регионов или плохой организацией госзакупок медикаментов на местах. А поскольку учета отказов в выдаче лекарств никто не ведет, проконтролировать ситуацию государство не может.
Жительница Орла Клавдия Ставцева – федеральный льготник, инвалид детства первой группы. Женщина находится на пожизненном гемодиализе. Ежемесячно она должна бесплатно получать как минимум четыре препарата. Однако за ноябрь Клавдия не получила ничего, а в каждом прошедшем месяце с начала года ей в лучшем случае выдавали одно лекарство. «С 2014 года мои почки полностью не функционируют, поэтому трижды в неделю я прохожу процедуру искусственной очистки крови. В августе вместо положенных двух пачек препарата «Мирцера» выдали только одну и сказали, что больше лекарств нет, – поделилась с «НИ» Клавдия Ставцева. – В сентябре, октябре выдавали по одной пачке «Мирцеры» и «Венофера». Об остальных препаратах сказали даже не заикаться. Хотя в апреле на личном приеме министр здравоохранения Орловской области сказал, что они закупят для меня все, что нужно».
Все назначенные препараты Клавдии жизненно необходимы – это подтвердила врачебная комиссия при поликлинике № 3 Орла. Сейчас женщина ждет звонка из аптеки при поликлинике: ей обещали сообщить, когда лекарства придут. Пока никаких новостей нет.
Территориальный орган Росздравнадзора по Орловской области в октябре признал нарушение прав Ставцевой на доступную лекарственную помощь, которые закреплены в законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ» (документ есть в распоряжении «НИ»). Нарушителем признали департамент здравоохранения Орловской области. Департаменту было предписано взять на контроль дальнейшее лекарственное обеспечение женщины. Однако, признав, что несколько месяцев женщина вместо двух пачек препарата «Мирцера» получала одну, в Росздравнадзоре посчитали, что в дальнейшем никаких проблем с обеспечением препаратами не было. В департаменте здравоохранения Орловской области пришли к точно такому же выводу (документ имеется в распоряжении «НИ»).
«Да, есть такие ситуации, когда даже льготники не могут получить все необходимые препараты. Здесь могут быть две причины, – отметил «НИ» начальник отдела нормативно-правового регулирования вопросов лекарственного обеспечения и контроля качества лекарственных средств профильного департамента Минздрава РФ Андрей Гайдеров. – В первую очередь если регион дотационный, то у него просто не хватает денег. И там вынуждены заниматься приоритизацией. Например, диабетикам в любом варианте нужно выдать что-то, хотя бы два препарата – инсулин короткого и среднего действия или короткого и длинного. На них костьми лягут, но дадут. Сэкономят на чем-то другом».
Однако чаще всего проблемы возникают потому, что регион «забыл» провести аукцион по госзакупке того или иного препарата или плохо его организовал. «Если не вышел поставщик, ФАС отклонила заявку или возникли еще какие-то причины, по которым процедура не состоялась, то возникает разрыв в лекарственном обеспечении – деньги есть, препарат на рынке тоже, но медикаменты до пациентов не дойдут. Происходит сдвигание всех закупок. И если нет товарных запасов у региона, то возникают проблемные ситуации», – пояснил «НИ» Андрей Гайдеров.
В условиях кризиса число жалоб на отказ в предоставлении льготных лекарств увеличилось. Об этом говорят различные пациентские организации, которые пытаются через Росздравнадзор или прокуратуру добиться получения положенных по закону препаратов.
«Число обращений увеличилось. Как выяснилось, даже диабетики вовремя не получают инсулин, – отметил «НИ» президент «Лиги защиты пациентов» Александр Саверский. – Проблема в том, что государство фактически лишено возможности адекватно оценивать ситуацию. Сейчас система не ведет учет отказов в выдаче лекарств по рецепту. И здесь у пациентов несколько выходов – если врач не выписывает необходимых лекарств, то нужно идти к главврачу больницы; если с рецептом все в порядке, то писать в Росздравнадзор или прокуратуру».
В условиях дефицита льготных лекарств многие пациенты оказываются вынуждены покупать их за свой счет. «Я своему отцу – инвалиду второй группы покупаю все необходимые лекарства в Москве, а затем отсылаю в Липецкую область, где он живет, – рассказала «НИ» москвичка Анна Кузина. – Из пяти препаратов в аптеке регулярно дают только два. Писать в местные минздравы, департаменты у нас нет сил и возможностей. Мне проще докупить отцу все необходимое, личные средства позволяют. А ждать, пока государство или регион все-таки найдут деньги и закупят положенный по закону препарат, больной человек не может».
Сейчас около двух третей средств при финансировании лекарственного обеспечения граждан составляют собственные средства людей. Такие данные представила ведущий научный сотрудник Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко Елена Тельнова, выступая на II Всероссийском конгрессе «Право на лекарство». Согласно данным за предыдущие годы, затраты на лекарства в год составляют 768,9 млрд. рублей, из них 63%, или 485,3 млрд. рублей, – затраты населения и 283,6 млрд. рублей – расходы государства.
При этом ситуация, когда государство полностью оплачивает гражданам все лекарства по рецептам , – не такая уж и утопия: по подсчетам участников конгресса, для этого необходимо дополнительно выделить на закупку лекарств 150 млрд. рублей. «Поскольку это предвыборный год, то надеемся, что нас успеют услышать. Это будет колоссальный прорыв, если люди начнут получать бесплатные лекарства, – отметил «НИ» Александр Саверский. – Вложенный рубль дает три рубля экономии в других секторах здравоохранения. Например, сократится количество госпитализаций. Если государство сейчас вложит 150 млрд. рублей, то за счет этого у регионов найдутся недостающие 300 млрд. рублей. Не сразу, но уже в течение года эффект будет заметен».
«Всех всем не обеспечить. Это сказки, – сказал «НИ» Андрей Гайдеров. – Самый главный вопрос – это наличие ресурсов. Да, можно очень примерно рассчитать необходимую сумму. И все. Ни одна система в мире не в состоянии обеспечить каждого по его максимальным потребностям». Чиновник заверил, что все пациенты, которые обращаются в Росздравнадзор, рано или поздно получают препараты, которые по закону положены. «Есть пациенты, которые добиваются получения даже дорогостоящих онкопрепаратов, хотя на это уходит много времени. Но есть и такие пациенты, которые занимаются потребительским экстремизмом. Они начинают жаловаться, а потом выясняется, что им в течение года выдали препаратов на очень хорошую сумму. И тогда возникает вопрос: а правда ли все так плохо с лекарственным обеспечением?» – комментирует г-н Гайдеров.
Впрочем, как показывает практика, многим пациентам приходится добиваться медикаментов через суд: обращения в Росздравнадзор особых результатов не принесли.
Анастасия Иванова
источник : www.newizv.ru