Участники II всероссийского конгресса «Право на лекарство» сформировали ряд просьб в адрес Президента РФ, Совета Федерации и Правительства России, касающиеся лекарственного обеспечения граждан РФ.
По мнению пациентов, врачей и юристов необходимо дополнить ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» нормой, согласно которой медицинская помощь включает в себя лекарственное обеспечение.
Гражданам России необходимо обеспечить реализацию права бесплатной медицинской помощи, включая лекарственную, в полном объеме за счет поэтапного инвестирования необходимых ресурсов дополнительно к выделяемым в настоящее время. Согласованная позиция участников конгресса предполагает, что государство ежегодно дополнительно к нынешним расходам должно выделять около 490 млрд рублей (в ценах 2012 года), чтобы покрыть расходы на закупку лекарств для всеобщего бесплатного лекарственного обеспечения, включая орфанные лекарства. В этом случае право граждан на бесплатную медицинскую помощь в части лекарственного обеспечения может быть полностью реализовано.
Эксперты подчеркивают, что поэтапные инвестиции в лекарственное обеспечение со стороны федерального бюджета могут привести к перераспределению ресурсов внутри здравоохранения таким образом, что часть затрат на лекарства будут покрыты за счет экономии, полученной в результате этих инвестиций.
Население тоже должно участвовать в собственном лекарственном обеспечении. Но конгресс категорически против соплатежей
. Единственный возможный вариант - налог на рецепт, который может поступать в бюджет для погашения расходов на содержание аптек, хранения и транспортировки лекарств и т.п. Эта мера может оказаться необходимой для повышения ответственности пациентов при приеме лекарств, поскольку получение бесплатных препаратов может приводить к пренебрежению ими.Еще один из необходимых шагов – выявление и устранение противоречий в нормативно-правовых актах в сфере лекарственного обеспечения, гармонизация законодательства и нормативно-правовых актов.
Также требуется доработать стратегию лекарственного обеспечения, создать модели лекарственного обеспечения и утвердить их постановлением правительства в качестве приложений к стратегии; обеспечить финансирование орфанных лекарств за счет федерального бюджета на условиях полного финансирования или софинансирования субъектов РФ; ввести в тарифы ОМС стоимость лекарственных препаратов, автоматически вносить в Перечень ЖНВЛП лекарства, включенные в стандарт. Отказаться от монетизации льгот, как от программы, нарушающей конституционное право граждан на медицинскую помощь.
Есть среди просьб и довольно неоднозначные. Например, властям предлагается рассмотреть возможность возвращения врачу права выписки лекарств по торговому наименованию с применением механизмов ответственности за получение и дачу взятки согласно УК РФ при выявлении фактов сотрудничества с представителями фармкомпаний. Но ведь норма, обязывающая выписывать лекарства по МНН, введена совсем недавно.
По мнению участников конгресса, эта норма лишила врача возможности полноценно назначать нужные пациенту лекарства и контролировать результаты лечения, а также сняла с него ответственность за эти результаты. Фактическая передача права назначения лекарства по торговому наименованию фармацевту поставила пациента в зависимость от коммерческих интересов аптеки.
«Таким образом интерес врача в работе с медицинскими представителями был заменен коммерческим интересом аптеки, что ни в коем случае нельзя считать решением проблемы навязывания пациенту тех или иных препаратов», – говорится в резолюции конгресса.
Кроме того, для реализации прав потребителя на информацию о лекарстве можно ввести отличительные знаки в маркировку оригинального лекарственного средства.
Елена Калиновская
источник : www.medvestnik.ru