Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова поручила Федеральному фонду обязательного медицинского страхования проверить информацию о приписках в московских медучреждениях. Как сообщила пресс-служба ведомства, проверка ориентировочно займет две недели.
Поводом для проверок послужила информация в СМИ о том, что москвичи в личном кабинете на сайте московского фонда ОМС увидели сведения о медицинских процедурах, которые на самом деле им не проводились. Эта информация получила широкое распространение в интернете, что и спровоцировало реакцию надзорных ведомств.
В качестве ответа Росздравнадзор сообщил, что запускает на сайте специальный ресурс для приема жалоб граждан, столкнувшихся с фактами приписок медицинских услуг. Пациент может заполнить специальную форму для обращения граждан по вопросам несоответствия данных, отраженных в информационной системе территориальных фондов ОМС, и реально полученной медицинской помощью прямо на сайте ведомства.
— Сейчас вся система ОМС построена таким образом, чтобы стараться максимально предупреждать такие проблемы. В условиях подушевого финансирования в системе ОМС, на которое сейчас перешло большинство медицинских организаций в Москве, по идее, у них нет никакого резона выставлять в страховую компанию необоснованные счета, потому что мы ведем помесячное финансирование по количеству прикрепленных граждан. Я думаю, что эти факты больше связаны не с тем, что кто-то хочет незаконно обогатиться, а с тем, что медицинское учреждение стремится улучшить статистику, обосновать нагрузку. Далеко не секрет, что медицинские организации стараются повысить искусственно процент охвата диспансеризацией, так как они тоже отвечают за эти показатели, — прокомментировал ситуацию «МВ» председатель комитета МСМС, заместитель генерального директора страховой компании «СОГАЗ-Мед» Сергей Плехов.
По его мнению, в тех территориях, где финансирование медицинской помощи еще строится на оплате по посещениям или услугам, вполне уместны корыстные мотивы. В то же время он отметил, что при расследовании фактов приписок нельзя исключать всевозможные ошибки технического характера.
Для выравнивания данной ситуации, как считает эксперт, нужно действовать сразу по нескольким направлениям: повышая прозрачность системы ОМС и работая напрямую с застрахованными, мотивируя их просматривать объемы оказанной им медицинской помощи.
— В страховые компании поступает много жалоб, в том числе иногда необоснованных. Да и в лечебных учреждениях возможны ошибки разного рода. Если мы как страховая компания такую информацию получаем, мы инициируем экспертизу по данному факту в медицинской организации, запрашиваем документы. В том случае, если первичная документация оформлена надлежащим образом и получается, что услуга была оказана, а человек ее не подтверждает, возможны два варианта развития событий. Мы информируем об этом застрахованного, и дальше он уже может писать заявление в Минздрав или в те органы, которые имеют право разбираться, кто более прав в этом споре. Данная компетенция в функцию страховых компаний не входит. Но в большинстве случаев медицинские организации соглашаются с такого рода ошибками, и страховые компании деньги снимают, о чем мы опять же информируем заявителя. Сами страховые медицинские организации тоже имеют механизмы обнаружения и пресечения таких приписок или ошибок, но мы не можем увидеть все. И здесь нам очень важна обратная связь с застрахованными. А вообще надо развивать механизмы, делающие такую практику приписок неэффективной и недопустимой для медицинских организаций. Это облегчит решение проблемы, — считает Сергей Плехов.
В свою очередь член Общественного совета при Минздраве России, президент общероссийской общественной организации Лига защитников пациентов Александр Саверский разместил на своей странице в Фейсбуке открытое письмо Президенту РФ с копиями в адрес министра здравоохранения России и председателя Счетной палаты РФ.
Главная проблема сложившейся ситуации, как считает Александр Саверский, это – неэффективность страховых компаний как звена системы обязательного медицинского страхования в существующем виде.
«Основная задача СМО — извлечение прибыли из своей деятельности. При этом такая прибыль извлекается на основе цепочки договоров страховой компании с фондами ОМС и медицинскими организациями. Таким образом, СМО являются частью финансовых и правовых отношений в системе здравоохранения субъекта РФ, то есть являются частью этой системы. В случае возникновения конфликта пациента с этой системой, в котором страховая компания встает на его сторону, вся система ее договорных отношений оказывается под угрозой, поскольку СМО фактически начинает судиться против своих партнеров по ОМС, на которых она зарабатывает деньги. Здесь очевидно наличие прямого конфликта договорных интересов СМО с защитой прав застрахованных
. Это объясняет единицы судебных разбирательств в этой сфере с участием СМО на стороне пациентов (всего 46 исков предъявлены СМО за I полугодие 2014 года при выявленных 1,2 млн нарушений качества медицинской помощи). По данным Счетной палаты РФ, в результате применения штрафных санкций по отношению к медицинским организациям страховые организации направили себе в доход более 4 млрд рублей только за 2014 год. А на ведение дел в 2014-2015 годах им было выделено 53 млрд рублей средств ОМС. Таким образом, в год около 30 млрд рублей остаются у страховых компаний. В связи со сказанным прошу пересмотреть подходы к системе страхования в России в интересах всех сторон, кроме страховщиков», — отмечает Александр Саверский в своем обращении.Татьяна Бескаравайная
источник : www.medvestnik.ru