с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Сокращение медицины произойдет по плану?
15 Декабря 2015 г.

СовФеду, ГосДуме, в котором потребовали не снижать расходы на здравоохранение в будущем году. Поводом к написанию стало принятие Госдумой в первом чтении бюджета на 2016г., в котором предусмотрено значительное снижение расходов.

 

То есть, в абсолютном исчислении они даже немного возрастут — на 65,7 млрд. рублей. Но в исчислении относительном, в доле от Валового внутреннего продукта, медицинские расходы снизятся с нынешних 3,7% до 3,4% ВВП. Это если не считать печального факта "похудения" рубля с каждым скачком доллара, на которые отечественная медицина до сих пор вынуждена покупать немалое число лекарств и оборудования.

Сколько денег тратят на одного больного за границей

Именно на этот, стратегический момент, и указывают авторы письма. Среди которых известный детский хирург и общественный активист, президент НМП Леонид Рошаль. Ведь в большинстве стран Европы доля ВВП, выделяемая на медицину, составляет 9-12%. А конкретные средние ассигнования на одного человека, в таких странах, как Франция и Германия — доходят до пять тысяч евро в год. В то время, как те же средние расходы на здоровье одного россиянина не превышают 350 евро.

Справедливости ради, стоит заметить, что заявлять на основании чисто арифметических расчетов "россиян лечат в 15 раз хуже, чем французов и немцев" будет явным преувеличением. Например, по доступности "узких" специалистов с Россией не может сравниться ни одна страна мира — за исключением постсоветских государств, да и то, уже не всех. А так, отдельные граждане даже "золотого миллиарда" могут свободно обращаться за помощью исключительно "семейных врачей", которые сами решают, нужна ли пациенту консультация хирурга, окулиста, или невропатолога. Причем, не очень афишируемые "лимиты" на такие консультации, спускаемые сверху боссами, обычно не превышают пять процентов от общего числа обращений больных. Да и эти пять процентов "счастливчиков" порой вынуждены ждать очереди к "узкому" специалисту иногда до трех-четырех месяцев. В итоге, например, треть больных раком толстой кишки в Англии попадает к онкологам через 8 месяцев, уже тогда, когда операция (пусть и бесплатная) просто бессмысленна — болезнь уже слишком запущена.

Сколько платят медикам там и тут

Еще немаловажный момент — лекарства, покупаемые для лечения в Европе, обычно "брендовые", то есть, во много раз дороже. Ну и, наконец, существенным фактором является оплата труда медиков, особенно врачей — также определяющая стоимость медицинского обслуживания в целом. И тут, опять же, дело не только в разнице абсолютных цифр, между 4-8 тысяч евро врачебного оклада в Германии и 30 тысяч рублей (по данным ОНФ) у российских докторов. Это с учетом того, что наши доктора, в отличии от западных, работают "по-совместительству", на нескольких ставках.

Просто, средняя зарплата в Германии — две тысячи евро, а в России — чуть больше 30 тысяч рублей. То есть, доктора живут вдвое-вчетверо богаче своих "среднестатистических" сограждан, а российские — балансируют "посерединке". Стоит ли удивляться, что и качество оказываемых медицинских услуг в российских больницах тоже весьма "средненькое"? Ну и, наконец, по недавнему опросу ВЦИОМ, 38% россиян при болезни (относительно легкой, во всяком случае) вообще предпочитают не обращаться за медпомощью к государственной медицине. Соответственно, уровень реальных расходов на оставшихся 62% населения заметно возрастает, что также несколько смягчает разницу в "медицинской доле" ВВП в России и на Западе.

Ситуация не катастрофична, но ненормальна

Так что, ситуация пока не столь катастрофична, как может показаться. Но можно ли назвать ее нормальной? Да нет, конечно — и дело не только в абсолютных и относительных цифрах официальных расходов. Если быть честными — то, думается, в России на медицину тратится в долевом отношении к ВВП не намного меньше, чем в Европе. Просто там эти расходы — прозрачные, и финансируемые прежде всего бюджетом и страховыми фондами. А в РФ значительную (если не большую) часть затрат на здоровье граждане вынуждены тратить из собственного кармана. И на официально платные услуги (при недостаточной доступности бесплатных) и на, гм, "повышение уровня жизни" конкретных врачей, и на те лекарства, которые не покупаются на средства ОМС, но назначаются при лечении.

Поэтому позиция Союза пациентов и Медицинской палаты за сохранение (а, в перспективе — повышение) доли российского ВВП на медицинские цели заключается не только в требовании не забирать от здравоохранения далеко не лишние 9% финансирования от уровня нынешнего года. Тут доктринальный вопрос — будет ли в России радикально изменен подход к медицинской отрасли. Является ли она приоритетной, как в других развитых странах — или же ее по-прежнему будут финансировать по остаточному принципу, с молчаливым расчетом на то, что "медицину (как и врачей) кормить не надо — народ их сам прокормит"? Пусть это "кормление" и будет происходить дважды: первый раз при уплате немалых взносов в ОМС, а второй — из личных кошельков.

Повышение уровня финансирования это не фантазии

Авторы письма к высшим органам власти не являются какими-то радикальными фантазерами — и понимают, что в кризисной ситуации за короткий срок сделать медицину "как в Германии" не получится. Но надо ж хотя бы стремиться к этому! И первым шагом как раз и могло бы стать, как минимум, "замораживание" расходов на здравоохранение на уровне 3,7% от ВВП, как и в 2015 году. Что сделало бы эту статью де-факто, "защищенной", не подлежащей секвестру. Чтобы при любом финансовом раскладе никто из политиков и чиновников даже не подумал на нее покушаться. Это потом, если получится, медицинские ассигнования предлагают повысить сначала до четырех, а позже и до 5пяти процентов, к 2020 году.

В противном случае, надеяться на улучшение в медицинской отрасли не приходится — ведь системный подход к ее организации останется таким же ущербным, как и прежде.

 

 


источник :  www.medpulse.ru

вернуться в раздел новостей