Минрегион опубликовал проекты изменений к двум документам правительства 2008-2009 годов, корректирующие методику расчета обеспеченности населения медперсоналом: речь идет о возвращении к нормам социального обеспечения населения медперсоналом, установленным еще в 1996 году. Тексты проектов наглядно демонстрируют, как работает механика изменений в документах правительства, приводящая в итоге к скандалам. В постановлениях 2008-2009 годов для поддержания социального мира предлагается поменять лишь ряд формул и коэффициентов, изменения которых отследить вряд ли в состоянии кто-либо, кроме специалистов в органах власти.
Вчера Минрегион опубликовал в целях проведения антикоррупционной экспертизы проекты двух документов правительства о внесении изменений в другие нормативные акты Белого дома — распоряжение N 1313-р от 11 сентября 2008 года и постановление N 322 от 15 апреля 2009 года. Оба документа касаются методики оценки эффективности региональных органов власти и муниципалитетов — по сути, речь идет о внутренних документах Белого дома, касающихся порядка их взаимоотношений с нижестоящими органами власти. Впрочем, скорее всего, именно эти документы, разработанные Минрегионом совместно с Минздравом по поручению вице-премьера Александра Жукова от 18 марта, призваны снять по крайней мере часть напряжения в медицинском сообществе, которое напрямую отразилось в публичном конфликте главы НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля и Минздрава (см. "Ъ" от 19 апреля).
Напомним, одним из тезисов критики господином Рошалем Минздрава стало сокращение числа медперсонала и фельдшерских пунктов. Впрочем, Минздрав, управляющий системой здравоохранения, к этому сокращению отношения не имеет, так же как Минобрнауки формально не определяет необходимость закрытия некомплектных муниципальных школ. Решение о сокращении числа врачей и младшего медперсонала принимают управленцы местной и региональной власти. Главным же документом, который устанавливает норматив обеспеченности населения конкретного региона и муниципалитета врачами, фельдшерами и медсестрами (как и многими другими социальными благами), является распоряжение правительства N 1063-р от 3 июля 1996 года, подписанное покойным премьер-министром Виктором Черномырдиным во исполнение указа покойного президента РФ Бориса Ельцина,— распоряжение устанавливает так называемые социальные нормативы и нормы.
Впрочем, ни региональные, ни муниципальные органы исполнительной власти формально этими нормами не ограничены. Зато с 2007 года они подотчетны вышестоящей власти в рамках института определения эффективности региональной и муниципальной власти: за неисполнение критериев можно получить взыскание. Одним из таких дополнительных критериев является "объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами" в отношении врачей и младшего медперсонала. Изменениями 2008-2009 годов в качестве критерия неэффективных расходов на врачей введены формулы (см. на "Онлайн"), ставящие "эффективное" число врачей в расчете на 10 тыс. человек в регионе или муниципалитете в сложную зависимость от общей численности персонала учреждений здравоохранения и их зарплат, а численность медсестер и фельдшеров — в зависимость от численности врачей и их зарплат.
При этом каждый регион с 2010 года самостоятельно устанавливал целевое значение общего числа сотрудников отрасли здравоохранения на своей территории. Отметим, постановления 2008-2009 годов требовали "проводить оптимизацию численности" врачей и медперсонала в случае, если врачей и медсестер окажется более чем на 15% больше нормы. Формально регион и муниципалитет имели полное право отказаться от сокращения — однако боязнь быть признанным "вертикалью власти" неэффективным и возможность получения административных взысканий делали почти неизбежными сокращения "по формуле" в некрупных городах и на селе, несмотря на то что "социальные нормативы и нормы" обеспечения населения медперсоналом нарушались.
Проект постановления Минрегиона (именно он, а не Минздрав и не Минфин определяет методики оценки "эффективности") возвращает в новые формулы (см. "Онлайн") "социальные нормы": на 10 тыс. населения РФ региональные и местные власти должны нанимать ровно 41 врача и 114,3 человека среднего медперсонала. Отметим, эти нормы меньше соответствующих норм СССР — в распоряжении 1996 года специально оговаривается: расчет норм производился, исходя из снижения посещаемости врачей одним жителем с 12 до 9 в год (в последующие 17 лет она, очевидно, менялась, но норматив уже никто пересчитывать не стал). Возможность региональной экономии на врачах отпадает — норматив является общим для всей территории РФ, хотя в ряде муниципалитетов и регионов сокращение штатов вычисляется и по новой формуле.
Отметим, и старые, и новые нормы Минрегиона абсолютно непрозрачны даже для работников здравоохранения: независимый расчет показателей просто невозможен. В сочетании с предельной механистичностью системы и закрытостью органов власти неудивительно, что ее работа вызывает скандалы: даже для Леонида Рошаля тонкости взаимоотношений подчиненных главы Минрегиона Виктора Басаргина и чиновников местных правительств вряд ли когда-нибудь будут понятны.
источник : вернуться в раздел новостей
http://www.kommersant.ru/doc-y/1625011