Правозащитник Андрей Бабушкин считает несправедливым, что зэки могут курить, а заключенные в психбольницы по решению суда — нет
Принудительно помещенным в психбольницы хотят разрешить курить, как и остальным зэкам, при этом сохранив запрет на курение для добровольных пациентов. Письмо с предложением внести соответствующие поправки в антитабачный закон и определить места для курения направил в Госдуму и правительство член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин (копия есть у «Известий»). По его мнению, правовой статус находящихся на принудительном лечении куда ближе к статусу заключенных, которым курить не запрещается, нежели к статусу пациентов.
Сейчас антитабачный закон запрещает курение на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, к которым относятся и психбольницы.
— Им (проходящим лечение по решению суда. — «Известия») запрещено курить, хотя их правовой статус ближе к тем, кто отбывает наказание в виде лишения свободы, чем к пациентам, которые проходят лечение на добровольных началах. Считаю, что данное ограничение нарушает равноправие лиц, совершивших общественно опасное деяние, по отношению к лицам, в отношении которых такие же деяния были признаны уголовными преступлениями, создает препятствия как лечению, так и достижению целей наказания, — считает Бабушкин.
Ранее схожим вопросом был озабочен уполномоченный по правам человека Санкт-Петербурга Александр Шишлов — он предлагал разрешить курения для всех пациентов психбольниц. Он предлагал разработать поправки в антитабачный закон заксобранию Санкт-Петербурга и омбудсмену Элле Памфиловой, однако реакции не последовало. По уверениям Шишлова, пациентам с психическими нарушениями нельзя запрещать курить, иначе это приведет к депрессии, высокой тревоге, раздражительности и агрессивным действиям.
Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе согласен с Бабушкиным в том, что находящимся на принудительном лечении курение должно быть разрешено.
— Они не могут покидать помещение и свободно перемещаться, чтобы не нарушать закон. Соответственно, отсутствие помещения для курения в больнице нарушает их права. Многие жалуются — есть ведь такие, кто не может без сигарет, — говорит Трапаидзе.
В свою очередь, президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский категорически против разрешения курить в психбольницах.
— Проблема не в самих курильщиках, а в окружающих. Пытаться создать условия в рамках одного здания и для курящих, и для некурящих — всё равно что писать с одной стороны бассейна и надеяться, что до другой не донесет. Я не понимаю, почему на какую-то категорию должны распространяться отдельные правила. Государство должно придерживаться действующей политики, — уверен Саверский.
Заведующий отделением клинической психологии Научного центра психического здоровья РАН Сергей Ениколопов, напротив, уверен, что все пациенты психиатрических больниц должны иметь право выбора, курить им или нет.
— Это личные частные свободы человека, которые не стоит нарушать. Для людей свободных, не больных, запретить курить — еще одно дело, а для больных — совсем другое, нельзя так жестко. Если бы в систему психиатрической помощи входило лечение зависимости от курения, об этом еще можно было бы говорить, — рассуждает Ениколопов.
Он добавил, что запрет курения может подрывать эффективность лечения психиатрических заболеваний, из-за того что пациент больше нервничает.
источник : izvestia.ru