с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Лоббистам кризис не помеха
22 Января 2016 г.

Привычно считать, что кризис здравоохранения - жуткая напасть, несущая народу беды, страдания и даже смерть. Но это с точки зрения пациентов и врачей. А что, если взглянуть на проблему с другой стороны: ведь есть же и те, для кого происходящее не просто на руку, а сказочно выгодно! Это те, кто дирижирует развалом доступной медицины в России. На такие размышления наталкивают недавние парламентские слушания "Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. Проблемы и перспективы".

 

НА ПЕРВЫЙ взгляд, речь идет о заурядном бюрократическом мероприятии: собрались депутаты, заслушали доклады чиновников и экспертов, вынесли соответствующее решение. По форме все так оно и происходило. В мероприятии приняли участие представители минздрава, ФФОМС (Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и территориальных фондов ОМС, научных учреждений, медицинских страховщиков и экспертного сообщества. При этом многие докладчики резко критиковали нынешнюю систему финансирования здравоохранения.

К примеру, первый заместитель директора ФГБУ "Центральный НИИ организации и информации здравоохранения" доктор медицинских наук Юлия Михайлова сказала: "Ни в одной стране мира, использующей социальное страхование здоровья, в нем не участвуют коммерческие страховщики, посредничающие между государством и государственными же лечебными учреждениями и превратившие социальную идею в коммерческий бизнес на костях". По ее мнению, крупные страховщики МАКС, РОСНО и другие получают огромные прибыли на социальном страховании, выступая в качестве посредников (которые в социальном страховании других стран запрещены). "Система ОМС разрушается, и никакие ваши прибамбасы, никакие ваши бантики изменений в эту систему не внесут", - заявила Михайлова. Она уверена, что в социальном страховании не должно быть коммерческих компаний, они бездействуют, "потому что деньги валятся с неба". И теперь, через двадцать лет после того, как по требованию МВФ в России была внедрена страховая система здравоохранения, коммерческие страховые компании - "как раковая опухоль на теле обязательного медицинского страхования".

Первый заместитель директора по научной работе ФГБНУ "Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко" доктор медицинских наук Александр Линденбратен настаивал, что экономия финансовых затрат на поддержание здоровья нации приведет, в конечном счете, к снижению экономического потенциала страны.

Ведущий научный сотрудник НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, кандидат медицинских наук Андрей Рагозин убеждал собравшихся, что нынешняя система ОМС не является ни коммерческой страховой, ни социально-страховой, ни бюджетной. Ее особенность - организационный хаос и низкая эффективность. Система продолжает процветать в России даже несмотря на то, что большинство развитых стран Европы используют именно бюджетную модель как наименее затратную и наиболее эффективную. Первоочередными задачами эксперт считает создание единой национальной системы здравоохранения России, законодательное определение доступности медицинской помощи, разработку ее стандартов и механизмов обеспечения, возложение прямой ответственности за нее на минздрав, создание единой системы учета затрат лечебных учреждений.

Президент общероссийской общественной организации "Лига защиты пациентов" кандидат юридических наук Александр Саверский предложил вернуться "к самой лучшей модели здравоохранения - бюджетной, которая была в Советском Союзе, которую сейчас копирует весь мир". Эксперт уверен: "25 лет эту систему разрушают с помощью страхования, увеличивая неопределенность, усугубляя положение и нарушая права пациента, гарантированные Конституцией". Для разрешения конфликта интересов страховой компании и пациента он предложил создать структуру уполномоченного по делам пациентов.

А стоявший у истоков создания ОМС первый руководитель фонда доктор экономических наук Владимир Гришин так прямо и заявил: "Произошел рейдерский захват системы ОМС страховщиками, севшими на денежные потоки. Нет никакого медицинского страхования в стране". После чего он предложил вернуться к изначальному плану реформ - к созданию проверенной опытом многих стран модели социального страхования здоровья.

ВПРОЧЕМ, организаторы слушаний были вовсе не готовы к столь радикальным преобразованиям, которые предложили эксперты. И совсем даже не ради преобразований в пользу пациентов и врачей они устроили эти слушания. Первую скрипку на мероприятии играл председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Фургал. В годы не столь далекой юности Сергей Иванович окончил медицинский институт и даже работал некоторое время рядовым врачом-неврологом, что, вероятно, и послужило основанием для назначения его на столь судьбоносную для здравоохранения должность. Правда, уже в 2000 году Сергей Иванович, не став ни профессором, ни доктором медицины, ни даже кандидатом, покинул врачебную стезю и увлекся торговлей лесоматериалами в Хабаровском крае, сделавшись совладельцем нескольких коммерческих компаний, торгующих лесом и другими товарами.

Понятно, что человек со столь выдающимися коммерческими способностями, к тому же имеющий медицинский диплом в кармане, не мог остаться не замеченным закулисными дирижерами "реформ здравоохранения", которые, по словам Владимира Гришина, "осуществили рейдерский захват системы ОМС". Парламентские слушания, организованные комитетом, возглавляемым С.И. Фургалом, судя по всему, имели своей целью вполне коммерческие задачи, которые участник слушаний эксперт Андрей Рагозин описал так: предусмотренные обсуждаемым законопроектом меры являются "инструментом монополизации (нерыночного вытеснения мелких игроков с помощью административных механизмов) системы ОМС".

И действительно, если отвлечься от "дымовой завесы" в виде псевдокритических выступлений депутатов-"единороссов" Ларисы Фечиной, Николая Герасименко, Сергея Дорофеева, то "в сухом остатке" будет следующее: законопроект, который Сергей Фургал лоббировал в пользу крупнейших страховых компаний, успешно прошел все предварительные процедуры согласования и был подписан президентом РФ 30 декабря. 11 января закон "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" вступили в силу.

Понятно, что после столь блестящего утверждения вышеуказанного закона лоббистский авторитет С.И. Фургала несомненно вырос. Авторитет возглавляемого им думского Комитета по охране здоровья, скорее всего, упал. Ну а здравоохранение - о его состоянии весьма компетентно и откровенно в очередной раз высказались эксперты. И в очередной раз представители "партии власти" не захотели их услышать.

Дьяченко Александр

 


источник :  kprf.ru

вернуться в раздел новостей