В Санкт-Петербурге не утихают дебаты по поводу профессионализма эскулапов. В начале года уже заведено два уголовных дела, на подходе - третье.
Умереть в больнице
20 ноября в клинике акушерства и гинекологии ПСПбГМУ им. Павлова медики принимали роды посредством кесарева сечения. Операция прошла успешно, ребёнок появился на свет здоровым, вот только врачи забыли в животе роженицы Юлии Селиной марлевую салфетку.
Позже женщина многократно жаловалась на мучающие её боли, но гинекологи объясняли их скоплением жидкости и гематомой. А 15 декабря Юлию срочно госпитализировали. В Военно-медицинской академии из матки женщины извлекли марлю и откачали 2,5 литра гноя. Двое врачей больницы уже уволены, ещё четверо освобождены от должности, троим объявлены дисциплинарные взыскания. Заведено уголовное дело.
Это не первый случай, когда врачи что-то забывают в пациентах. Так, в 2014 году сотрудники Елизаветинской больницы оставили в теле мужчины зажим, и он умер.
Потрясла горожан и трагедия, разыгравшаяся в Рождество в петербургском роддоме № 16. Здесь на шестом месяце беременности умерла 28-летняя Мария Нестерова. Её неродившуюся малышку спасти также не удалось. По предварительному заключению следствия, женщина скончалась из-за лопнувшего сосуда в селезёнке. Однако профессионализм действий врачей «скорой» и роддома вызывает серьёзные вопросы.
- Смерть наступила по халатности медиков, - уверен супруг погибшей Виктор. - Сначала «скорая» долго не могла найти наш дом, потом врачи решили, что у жены «преждевременные роды», и повезли нас не в ближайшую больницу, а в самый дальний роддом. У бригады всё валилось из рук. Врач задела катетер капельницы, и он выскочил. После моего замечания машину остановили на несколько минут, так как не могли его обратно вставить. В роддоме двери долго не открывали, их пришлось буквально вышибать ногами. В это время Машенька уже кричала от боли.
Через 20 минут Виктору сообщили, что супруга и их неродившаяся дочь погибли. По жестокой иронии судьбы менее двух месяцев назад эта пара сыграла свадьбу. В настоящий момент ситуация находится на контроле Следственного комитета. Возбуждено уголовное дело.
Клятва бюрократу
Не успела общественность отойти от предыдущих случаев, как стало известно о новом происшествии. В Сети появилось видео, произошедшего в ночь с 30 на 31 декабря.
В Александровскую больницу родные привезли 39-летнюю Лиану. У женщины на 14-й неделе беременности началось кровотечение. Но помочь ей никто не спешил. Только когда очевидец включил камеру на телефоне и пообещал отправить запись в прокуратуру, медики оживились.
Видео получило широкий общественный резонанс. На кадрах мужчина кричит: «Женщина умирает! Вы же врачи! Да помогите же ей! Вы же клятву давали!» А «гиппократы» отвечают: «Мы скорая помощь, а не врачи». Ему предлагают самому помочь умирающей и обзывают «уродом». В это время женщина истекает кровью.
Судя по записям, Лиана поступила в больницу в 2.49, но прооперировали её лишь в 3.55. Ребёнка она потеряла. Ситуацию изучают Минздрав России, Смольный и Росздравнадзор.
В Александровской больнице заявляют, что на камере - сотрудники Городской станции скорой помощи, которые привезли в приёмное отделение другого пациента. А их сотрудники, когда узнали о ситуации, сразу приняли женщину. Городская станция отвечает, что в больнице оказывают помощь её врачи, а не «скорая». Бригада не имеет права работать на чужой территории. Видимо, бюрократические догмы важнее человеческой жизни.
Халатность - тенденция времени
Лев Щеглов, сексолог, д. м. н., профессор:
- Ситуация в медицине - начиная с хирурга, убившего одним ударом пациента, заканчивая врачебными ошибками - отражение общих процессов, происходящих в стране. Нерадивые врачи существовали всегда. Был у меня один из институтских дружков - душа застолья, еле выучился, а потом стал ведущим хирургом в столичной статусной клинике. Так его пациенты благодарили за то, что он их не оперировал.
Однако сегодняшнее состояние общества способствует проявлению таких «специалистов» и всего низменного, что есть в человеке. Царит атмосфера цинизма, отсутствия профессиональной этики. Медработники влачат полунищенское существование, что стимулирует желание работать на две ставки, выкачивать деньги с пациентов. Бесконечные реорганизации привели к полному хаосу. Я вижу шквал нелепых требований к молодым коллегам, дикий документооборот.
Что касается случая с забытой операционной салфеткой в животе пациентки, то, скорее всего, измученный двумя дежурствами подряд хирург отвернулся; ассистирующий, думая, как бы скорее сбежать в частную клинику, не проконтролировал сестёр. Но все эти обстоятельства никак не снимают ответственности с людей, выбравших специальность врача. Им нужно проявлять чудеса профессионализма в невыносимых условиях.
Не тот бок, не тот имплант
В мире нет государства, где бы медики не допускали просчётов. В США на 12 000 операций приходится одна врачебная ошибка. Чтобы выяснить, почему это происходит, команда медиков из клиники Мейо (штат Миннесота) провела собственное исследование. Они представили статистику грубых ошибок, которые совершили их хирурги в течение 5 лет. За это время они провели 1,5 млн инвазивных процедур, из которых в 69 случаях были допущены промахи.
Самым распространённым нарушением оказалось проведение неправильной операции - 24 раза. Операцию не на той стороне тела выполнили 22 раза. Пять врачей неверно установили имплант, и 18 раз хирурги «забыли» в полости тела пациента инородный предмет.
В основном врачи допускали ошибки из-за стресса, усталости, излишней самоуверенности, игнорирования правил, плохого контроля.
Но ни одна ошибка не привела к смерти пациента.
Среди самых скандальных случаев врачебных ошибок в США - пересадка пациенту донорской почки сестры на левый бок вместо правого в 2003 году (пришлось искать новый орган). А также удаление пациенту левой стороны подбородка из-за раковой опухоли в 2000 году. Впоследствии оказалось, что человек полностью здоров, а онкологическое заболевание у него «обнаружили» из-за ошибки в лаборатории. В обоих случаях пострадавшие получили по $ 250 тыс. компенсации плюс оплату медицинских расходов.
Два миллиона за смерть
Александр Саверский, президент «Лиги пациентов»:
Согласно статистике Фонда ОМС, около 10% медицинской помощи в России оказывается с нарушениями. Если учесть, что на страну приходится 40 млн госпитализаций в год, то как минимум 4 млн человек сталкиваются с врачебными ошибками.
- Патологоанатомы говорят, что в стране расхождение в прижизненных и посмертных диагнозах составляет 20-25%. То есть люди умирают не от тех болезней, которые им диагностируют. В принципе, считается, что примерно 30% российских пациентов диагнозы поставлены неверно.
Эти цифры сопоставимы и с западной статистикой. Однако, например, в США выявляемость медицинских ошибок больше, а число судебных разбирательств по этому поводу выше в десятки раз. У нас же пациенты часто предпочитают не жаловаться.
Если говорить о компенсациях за причинение вреда здоровью, то средняя сумма возмещений по России составляет 120-150 тысяч рублей. Наметилась и положительная динамика. Если в 2004 году за смерть пациента взыскивали 5 тысяч рублей, то сегодня за причинение тяжкого вреда здоровью люди высуживают 2-2,5 млн рублей. К примеру, за заражение ВИЧ через переливание крови в 2007 году женщина отсудила у воронежских врачей 3,5 млн рублей. А в прошлом году петербурженка через суд получила с медиков 15 млн рублей за неправильно проведённые роды, в результате которых ребёнок получил тяжёлые травмы и скончался через два года. Это стало крупнейшим иском в стране.
Замечу, что три года назад Минздрав подготовил проект закона, где компенсация за летальный исход пациента в результате врачебной ошибки составляет 2 млн рублей, за инвалидность I группы - 1,5, II - 1 млн, III группы - 500 тысяч. В принципе, эти цифры адекватны, если «подвинуть» их с учётом инфляции и начать с 3-4 млн.
источник : www.spb.aif.ru