с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Ищу мать для своего ребенка
21 Ноября 2011 г.

Общественные родительские организации проводят акции протеста против принятого Государственной думой закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и даже грозят голодовкой, если к ним не прислушаются. Одна из статей закона их особенно возмущает: № 51 - о репродуктивных технологиях, в частности о суррогатном материнстве.


Ищу мать для своего ребенка, суррогат

 

Когда согласья нет

В разных странах по-разному относятся к суррогатному материнству. Единственное государство, которое даже оплачивает его, – Израиль. В Швеции, Норвегии, Австрии, Германии, Франции, нескольких штатах США оно запрещено совсем. Разрешено, но без права на рекламу услуг суррогатных матерей в Канаде, Нидерландах. Некоммерческое суррогатное материнство разрешено в Дании и Великобритании. Никак не оговорено законодательно, но фактически существует оно в Финляндии, Греции, Испании, Бельгии. Поэтому, чтобы воспользоваться услугами суррогатной матери и обзавестись родным ребенком, иностранцы едут в страны бывшего Союза – Россию, Казахстан, Украину или в большинство штатов США, где этот метод репродуктивной медицины используется законно. Впрочем, США не пользуются большой популярностью – слишком дорого.

Церковь – не только православная, но и протестантская, и католическая плохо относится даже к обычному экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО), а уж суррогатное материнство и вовсе не приемлет. Но это не мешает репродуктологам уверять ее в том, что первое суррогатное материнство описано еще в Ветхом завете: бесплодная Сара, жена Авраама, наняла служанку Агарь, чтобы она выносила ребенка, зачатого Авраамом.

Прошло всего 13 лет с тех пор, как в петербургском Международном центре репродуктивной медицины (МЦРМ) родился первый российский ребенок у суррогатной мамы. А сейчас уже никого не удивляет, когда на страницах СМИ появляются «исповеди» звезд: то Валерий Леонтьев с женой рассказывают о том, что собираются найти суррогатную мать для желанного ребенка, то Пугачева делится воспоминаниями, как с Киркоровым выбирали женщину, способную выносить ребенка. Говорят, Алена Апина родила дочь с помощью сурмамы…

Ох, нелегкая это работа

Суррогатное материнство – хорошая тема для мыльных опер и детективов. На самом деле, считается, что к нему обращаются не более 1 - 1,5% всех пациентов, использующих ЭКО. Точной мировой статистики нет - как правило, люди скрывают факт обращения за такой помощью. Пациенток, у которых есть медицинские показания для программы суррогатного материнства, немного. И из них немногие могут позволить его по простой причине – дорого, до 1,5 млн рублей. В сумму входит юридическое сопровождение, услуги агентства по подбору суррогатной матери, стоимость обследований, медикаментов для ЭКО (процедура тоже не из дешевых, а требуется не одна), медицинские услуги, полное обеспечение сурмамы на протяжении 9 месяцев и ее вознаграждение. Поэтому в интернете полно объявлений: «Стану суррогатной матерью», и гораздо реже встречаются другие: «Ищу суррогатную мать».

Мало кто осуждает желающих воспользоваться телом женщины как «инкубатором» для своего ребенка, скорее, их даже жалеют, а сурмам обвиняют во всех смертных грехах: в торговле телом, ребенком, здоровьем. Хотя на самом деле эти женщины просто выбрали себе такую работу. А любая работа – всегда торговля собой: умом ли, здоровьем... Важно выполнение обязательств между работником и работодателем, которые законодательно нигде и не закреплены, поэтому в суррогатном материнстве все построено на честном слове. И в результате обманутыми могут оказаться работодатели (генетические родители) - сурмама может не соблюсти условия договора (например, прервать беременность) или, наоборот, женщина, родившая чужого ребенка, может остаться с ним на руках, так и не получив обещанного вознаграждения. Врачи, как правило, оказываются втянутыми в отношения своих пациентов и становятся судьями, психологами и юристами одновременно.

Материнство по медицинским показаниям

Программа суррогатного материнства должна применяться только по медицинским показаниям. Эта норма уже есть в нашем законодательстве, чтобы исключить эксплуатацию женщин и их здоровья теми, кто не хочет рожать, скажем, из-за того, что боится беременностью испортить фигуру или лишиться активной жизни на 9 месяцев.

Суррогатное материнство предназначено для женщин с так называемым абсолютным бесплодием или с заболеваниями внутренних органов, при которых вынашивание беременности – риск для жизни, показание для него - и неудачные попытки ЭКО.

Самая сложная часть программы – выбор суррогатной матери. Поначалу ими были в основном ближайшие родственницы. С развитием программы оказалось, что молодых и здоровых бабушек, способных выносить и родить внуков немного, бывает, помочь бездетной паре соглашаются сестры. Но чаще всего в программе участвуют профессионалы - молодые женщины, которые хотят решить материальные проблемы. Критерии их предварительного отбора: хорошее состояние здоровья, возраст до 35 лет, наличие собственного здорового ребенка. Прошедших его приглашают на клиническое обследование - это не только традиционное обследование для женщины, готовящейся стать матерью (определение группы крови и резус-фактора, общее и специальное гинекологическое обследование, анализы на инфекции…), но и осмотр и заключение психиатра, осмотр терапевта, медико-генетическое обследование… Затем – собственно процедура классического ЭКО.

Суррогатная мать в течение всей беременности находится под наблюдением врачей и родителей вынашиваемого ребенка.

Одного закона недостаточно

Несмотря на то что суррогатное материнство у нас узаконено, оно по-прежнему влечет за собой социальные, этические и юридические проблемы. За годы использования суррогатного материнства известны два случая, когда сами родители отказались от детей, рожденных сурмамами. В первом – ребенок родился инвалидом и от него отказались все, во втором – сурмама оставила новорожденного себе. Его родители использовали двух суррогатных матерей, чтобы подстраховаться, исходя из математических расчетов: в результате ЭКО вероятность наступления беременности составляет 40 - 45% , значит, если провести цикл ЭКО дважды, шансы на беременность увеличиваются вдвое. Но обе сурмамы забеременели после первого же ЭКО. Супружеская пара выбрала «первого» ребенка.

В первом случае и винить как бы некого – не счесть мам, отказавшихся от родного ребенка-инвалида. Как законодательно запретить родителям такое предательство?

Во втором – виноваты врачи, соглашающиеся на пересадку эмбрионов сразу двум женщинам для одной супружеской пары, а законодательного регулирования числа сурмам, участвующих в программе, нет.

Судебные дела о признании детей, рожденных суррогатными матерями для одиноких людей, не состоявших в браке, в том числе мужчин, в последние годы перестали быть редкостью, и суд принимает решения в их пользу. Нашумевшие дела о женщинах, ставших мамами-бабушками с помощью суррогатного материнства, при котором использовалась криоконсервированная сперма их сыновей, тоже завершились признанием их прав на материнство.

Вместо того чтобы протестовать против суррогатного материнства вообще, лучше бы родительские организации потребовали от законодателей четко разработанных нормативов для всех участвующих в этом процессе сторон: для родителей (почему, кстати, им не нужно освидетельствование психиатра?), для суррогатных матерей, для врачей, наконец. Использование репродуктивных технологий должно иметь ограничения. Хотя бы по возрасту. Сегодня это только этическая проблема. А кто будет растить ребенка, рожденного женщиной в возрасте за 60, чтобы скрасить старость? Врач не имеет права отказать пациенту, а если и откажет, найдется другой – это коммерческая медицинская услуга, за которую он получает зарплату.

 

источник :                                                                                                                 вернуться в раздел новостей

doctorpiter.ru/articles/2914/