Минздрав разработал программу поддержки «сердечников»:если она заработает, пациенты, перенесшие операцию на сосудах, смогут получать пятидесятипроцентную компенсацию стоимости лекарств в течение 1-2 лет амбулаторного лечения. Просьба главы ведомства выделить на эти цели около 2,4 млрд рублей нашла понимание у президента. До конца месяца Минздрав обещает представить для общественного обсуждения куда более масштабный проект – законопроект о лекарственном страховании.
Инициативы Минздрава
О программе по возмещению 50% стоимости лекарств, необходимых для прохождения терапии после операции на сосудах, министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила на рабочей встрече с президентом Владимиром Путиным в Ново-Огарево.
По ее словам, чтобы избежать повторных инфарктов и инсультов, а также после операций на сосудах, в том числе, аортокоронарного шунтирования и стентирования, пациенты нуждаются в лекарственной терапии в течение 1-2 лет.При этом, далеко не у всех есть на это деньги. «Население меньше сейчас тратит ресурсов собственных для получения лекарств в амбулаторном сегменте. По данным социологических опросов, примерно 11%», – рассказала Скворцова.
Обеспечив лекарствами всех нуждающихся, можно будет снизить долю рецидивов заболеваний, на лечение каждого из которых тратятся сотни тысяч рублей, поэтому будет «и прямая экономия, и непрямая», объяснила министр президенту. «Наше предложение заключается в том, чтобы предусмотреть уже в бюджете 2017 года небольшую сумму денег в Фонде ОМС для того, чтобы дифференцированно в зависимости от собственных мотиваций человека и от постоянного лечения компенсировать часть стоимости лекарств», – рассказала Скворцова, уточнив, что пилотный проект по программе уже проведен.
По ее словам, за год в стране стентирование прошли 120 тыс. человек, стоимость лекарств для которых составляет 4,7 млрд рублей, половину из которых Минздрав и предлагает компенсировать. «Это для страны в целом не очень, так скажем, большая сумма денег, но она решает проблему: мы на 50 процентов как минимум уменьшим повторные сосудистые события», – считает Скворцова. «Подготовьте это предложение, – согласился президент. – Но уже сейчас нужно обсуждать, имея в виду, что работа над бюджетом 2017 года уже практически начинается».
Ранее глава профильного департамента министерства здравоохранения Елена Максимкина сообщила, что ведомство планирует до конца месяца представить для общественного обсуждения куда более масштабный проект – законопроект о лекарственном страховании. В отличие от локальных программ (в том числе, озвученной Скворцовой), в документе пойдет речь о лекарственном возмещении при любом амбулаторном лечении.
Предполагается, что назначаемые врачом препараты включат в программу ОМС, но при этом будет использовать принцип «референтной цены» и соплатежа со стороны пациента. Начать авторы проекта планируют с детей до 18 лет. «Мы ориентируемся на то, чтобы обеспечивать детей лекарствами по всем группам заболеваний. При этом речь идет о препаратах из числа жизненно необходимых и важнейших», – отметила Максимкина.
Страховые модели
В России сегодня большинство амбулаторных пациентов должны покупать лекарства за свой счет, но чаще всего не покупают и не лечатся, что не может не сказываться на продолжительности и качестве жизни. Несовершенство действующей модели и необходимость поиска альтернативы системе госзакупок признает уже и сам Минздрав. Два года назад ведомство утвердило «Стратегию лекарственного обеспечения населения России до 2025 года» – глобальный документ, определяющий политику государства в отношении производства, контроля, продажи и применения лекарств. В числе прочего, были предложены и альтернативы госзакупкам: лекарственное страхование, соплатежи и частичная компенсация затрат за купленные лекарства.
Назначенные врачом лекарства входят в медицинскую страховку практически во всех развитых странах. Где-то лекарства по рецепту врача полностью бесплатны для пациентов, где-то есть фиксированные соплатежи или платеж в процентах от цены. Но главное – больные получают адекватное лечение. Одна из распространенных мировых моделей – классическое лекарственное страхование – заключается в том, что все население делает ежемесячные отчисления, а лекарства получают пациенты в случае болезни.
«Страховая модель – это модель обеспечения населения препаратами, когда работает принцип "здоровый платит за больного"», – объяснила «МедНовостям» директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. – Лекарственное страхование может вводиться частями: сначала быть частью системы ОМС для обеспечения амбулаторных пациентов, а затем и в больнице. Однако, признается эксперт, она не видит «возможности внедрения страховой системы в ближайшие годы, несмотря на то, что некоторые регионы были не прочь попробовать».
Наиболее реальной сегодня выглядит система референтных цен: государство устанавливает планку стоимости лекарств, до которой оно готово возмещать затраты пациентов. Если же человек хочет приобрести более дорогой препарат, он оплачивает разницу между референтной ценой и рыночной стоимостью лекарства. Такая практика существует за рубежом и полностью себя оправдала, отмечает Максимкина: придя с рецептом в аптеку, пациент сам решает, выбрать ли ему дженерик, стоимость которого покрывает размер возмещения, или оригинальный препарат, за который он просто доплатит.
Российские эксперименты
В России пилотные проекты по отработке новых схем должны были начаться с 2015 года, а с 2017 года уже планировалось их внедрение. О желании провести у себя «пилоты» заявил ряд регионов. Однако лишь недавно появилось распоряжение правительства, утвердившее критерии выбора субъектов федерации для проведения пилотных проектов, в том числе по внедрению системы референтных цен.
Но еще раньше, по собственной инициативе, опробовала новую систему обеспечения лекарствами Кировская область, где с 2013 года запустили программу страхования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Правда, здесь «лекарственным страхованием» назвали систему сооплаты пациентов за лекарства, при которой 90% расходов взял на себя областной бюджет. Организационную схему использовали ту же, что при обеспечении льготников: лекарства выписывали врачи, а пациенты получали их по рецептам в аптеке, доплачивая 10%, чтобы сохранилась их мотивация к лечению.
Результаты первых двух лет работы проекта превзошли все ожидания: в муниципалитетах, участвующих в проекте, на 25% снизилась потребность в вызовах скорой помощи и в стационарном лечении по данному профилю, первичный выход на инвалидность сократился на 22%, смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 21%. При этом полученный экономический эффект – 90,5 млн рублей в три раза превысил затраты областного бюджета на реализацию проекта – 31,4 млн рублей.
Второй эксперимент – в Омской области – проводится Минздравом и более «точечно». Здесь в программу вошли не все пациенты с сердечнососудистыми заболеваниями, требующими постоянного приема лекарств, а лишь те, которые перенесли операцию на сердце и сосудах. Именно об этом «пилоте» и рассказала Скворцова президенту.
Цена вопроса
Запуск полноценной модели лекарственного возмещения потребует суммы на порядки большей, чем одобренная президентом локальная программа по поддержке перенесших операции сердечников. Во что обойдется государству бесплатное обеспечение лекарствами всех пациентов страны, попытались выяснить участники состоявшегося прошлым летом конгресса «Право на лекарство». Так, по расчетам счидиректора НИИ организации здравоохранения Давида Мелик-Гусейнова, для запускамодели лекарственного возмещения необходимо порядка 156 млрд рублей. Эксперт отталкиваясь от общего объема фармрынка, 800 млрд руб. (данные 2014 года) и вычитал из этой суммы объемы безрецептурного, госпитального и других сегментов.
Для сравнения, в 2014 году в России общие затраты субъектов РФ на обеспечение лекарствами льготников составили более 43 млрд рублей, 7,5 млрд – выплаты на обеспечение медикаментами больных орфанными заболеваниями. Из средств федерального бюджета на основании ФЗ №178 в 2014 году в регионы было направлено 52 млрд рублей.
Тем не менее, как считают эксперты, властям придется решать задачу создания рациональной и сбалансированной системы обеспечения лекарствами «в рамках программы госгарантий». Во всяком случае, этого требует экономическая и внешнеполитическая ситуация. По словам Попович, зачастую в регионах не могут четко рассчитать потребность, и часть закупленных лекарств остается невостребованной, в то же время каких-то других препаратов наоборот не хватает. И, чтобы перейти к более рациональной системе лекарственного обеспечения надо отказываться от закупок и компенсировать стоимость приобретенных пациентами препаратов.