Сокращение бюджетных расходов на медицину открывает дорогу для широкого развития так называемой электронной медицины. За этим термином скрывается самый широкий набор новаций: от электронной записи к врачу до удаленных консультаций и создания единого реестра всех больных в России. Вчера перспективы электронной медицины обсуждали в Аналитическом центре при правительстве РФ.
Под электронным здравоохранением в первую очередь понимают возможность дистанционной связи врачей и пациентов, считает вице-президент «Опоры России» Наталия Ушакова. Задачи электронного здравоохранения – это оптимизация ресурсов, профилактика заболеваний, обеспечение прав пациентов, исправление кадровых диспропорций и увеличение эффективности здравоохранения. «Необходимо поощрять пациентов сотрудничать с врачом вне больниц, это поможет снизить расходы – сэкономленные средства направлять на развитие технологий, обеспечивающих пациентам и врачам дистанционное общение», – сказала Ушакова.
Кроме термина «электронное здравоохранение» используется и термин «телемедицина». По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) телемедициной называют дистанционную практическую медпомощь, которая реализуется с помощью современных информационно-коммуникационных технологий. В России понятие «телемедицина» более размыто. Под ней понимают и медицинские вебинары, и видеотрансляции хирургических вмешательств из федерального Центра в региональные клиники. Некоторую ясность может внести новая законодательная инициатива Минздрава. В начале прошлой недели ведомство Вероники Скворцовой опубликовало уведомление о начале разработки законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан и создания национальных научно-практических медицинских центров».
В законопроекте «предусматривается внесение изменений, направленных на стимулирование использования информационно-телекоммуникационных технологий с целью организации дистанционного взаимодействия медицинских работников, а также медицинского работника и пациента для повышения доступности и качества медицинской помощи».
О доступности традиционной медицинской помощи в РФ в среду глава Минздрава Вероника Скворцова беседовала с президентом РФ Владимиром Путиным. Для повышения доступности первичной и скорой медицинской помощи на селе за последние два года в стране было открыто несколько производств модульных фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), рассказала министр.
Тема развития удаленных медицинских услуг в России обсуждалась и ранее. Так, в 2015 году президент Владимир Путин поручил Минздраву внедрение стандартов дистанционного консультирования граждан за счет средств ОМС. Сообщалось, что такое поручение главы государства было подготовлено по итогам встречи президента с интернет-предпринимателями и представителями Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), состоявшейся в конце марта прошлого года.
Проект ФРИИ предлагает считать телемедицину услугой в форме отсроченных консультаций, консультаций в реальном времени, дистанционного контроля состояния пациента. Предполагается, что она будет оказываться в амбулаторных, стационарных условиях и на дому. Выходить на видеосвязь с пациентом смогут не только врачи, но фельдшеры и медсестры.
Развитие телемедицинских технологий позволит государствам в перспективе сэкономить значительные финансовые средства в сфере здравоохранения, отмечается в отчете британской исследовательской компании GBI Research. «Власти таким образом смогут предоставлять важные услуги здравоохранения жителям сельских районов и малообеспеченным слоям населения», – отмечалось в исследовании. Основным сдерживающим фактором для телемедицины остается высокая стоимость установки необходимого оборудования. «По этой же причине во многих развивающихся странах процесс будет более медленным, и, как следствие, эти страны в ближайшей перспективе не смогут извлечь максимальную выгоду из развития телемедицины», – считают исследователи. Другими сдерживающими факторами аналитики считают отсутствие необходимого уровня компьютерной грамотности и слабую защиту интеллектуальной собственности.
Помимо развития телемедицины законопроектом Минздрава предлагается создание федерального регистра пациентов, которые страдают так называемыми социально значимыми заболеваниями. В эту группу, в частности, входят инфекционные заболевания (туберкулез, гепатиты С и В), злокачественные новообразования, сахарный диабет, болезни с повышенным кровяным давлением, ВИЧ, а также психические расстройства. Судя по этому перечню, в единый реестр больных может попасть добрая половина населения. Как поясняют в ведомстве, регистр позволит «получить более подробную информацию о состоянии пациента», а также более оперативно отслеживать соответствующие изменения в его здоровье.
Создание регистра пациентов сегодня может быть полезным, считают эксперты «НГ». «И это не просто список, но комплексная база данных, включающая в себя всю информацию о пациентах», – подчеркивает директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович. Новый регистр станет электронным сборником историй болезней пациентов со всеми данными о назначениях врача. По мнению Попович, регистр поможет заменить традиционные и электронные медкарты. «Реестр позволит лучше планировать ресурсы, закупать необходимые лекарства», – считает эксперт.
Развитие удаленных каналов связи и создание реестра пациентов – не единственные шаги правительства в сторону большей электронизации медицинских услуг. Так, ожидается, что уже с 1 июля в России могут начать выдавать электронные рецепты и больничные листы. Согласно законопроекту Минздрава, врач или медицинский работник сможет выписывать как бумажный рецепт или больничный, так и электронный документ с электронной подписью. Электронно нельзя будет выписать лишь рецепт на препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, подчеркивают в ведомстве. Новшество, по мысли чиновников, также «позволит существенно оптимизировать процедуру оформления указанных документов и исключит необходимость хождения рецептов и больничных листков на бумажном носителе».
Однако эксперты видят и подводные камни. По мнению президента Лиги защитников пациентов Александра Саверского, электронные сервисы применимы, когда вся система работает стабильно. «Пока не ясно, каким образом пациент сможет пожаловаться, если ему в аптеке не выдадут нужного лекарства. Если пациенту отказались продать препарат, то у него нет документа, на основании чего можно будет подавать претензии. У гражданина даже бумаги нет, а сами рецепты находятся где-то в Интернете», – цитирует Саверского портал Rambler News.
источник : www.ng.ru