Уже до конца года россиянам обещают телемедицину. Минздрав объявил о разработке законопроекта, который подведет под это правовую базу: разрешит врачам дистанционно консультировать пациентов и назначать им лечение, узаконит видеоконсилиумы и повышение квалификации он-лайн. В профессиональном сообществе инициативу поддерживают, но опасаются, что она разобьется о суровые российские реалии – отсутствие средств на оборудование и технологии и проблемы защиты интеллектуальной собственности.
Телемедицина в законе
Минздрав готовит закон о телемедицине, устанавливающий правовые основы использования IT в здравоохранении. Уведомление о начале разработки проекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан и создания национальных научно-практических медицинских центров» размещено на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Как считают в ведомстве, будущий закон позволит «решить наиболее острые проблемы доступа к медицинским услугам и инфраструктуре системы здравоохранения». В частности, объяснили в Минздраве, речь идет об «использовании информационно-телекоммуникационных технологий для организации дистанционного взаимодействия медицинских работников, а также медицинского работника и пациента». Кроме того, планируется создание специальных регистров для обеспечения динамического наблюдения за состоянием пациентов, страдающих социально значимыми заболеваниями. Предусматривается также ведение Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, определяются основы ее функционирования и взаимодействия с иными системами.
Помощники Минздрава
Работа планируется совместно с «Яндексом». Об этом сообщил на встрече экспертов Института развития интернета гендиректор «Яндекса» в России Александр Шульгин. По его словам, в ближайшие пару недель будет сформирована соответствующая рабочая группа.
«Мы считаем важными разработку и утверждение единого стандарта хранения и протокола обмена данными о здоровье. Это важное условие для развития телемедицины в России», – рассказал Шульгин газете «Коммерсант» Среди основных направлений в этой области он выделил обеспечение доступа пациента к электронным данным медицинской карты и урегулирование вопросов идентификации пациента и врача при оказании телемедицинских услуг, возможность пациента предоставлять в электронном виде согласие на доступ и обработку информации о его здоровье.
Параллельно внедрением телемедицины в российскую жизнь займутся в Центре Компетенций рабочей группы «Интернет+Медицина» при советнике президента РФ по проблемам интернета Германе Клименко. Здесь также собираются заняться легализацией онлайн-консультаций врачей, а также провести сертификацию аптек для онлайн-торговли, внедрить в повседневную практику электронные рецепты и создать единый открытый реестр медперсонала. Подразумевается, что в ближайшем будущем любой пациент сможет выбрать в единой базе врача, и тот проконсультирует его, например, через Скайп и выпишет рецепт, по которому можно будет купить лекарства с доставкой в любую точку страны.
«В рамках совещания в стенах Совета Федерации уже были намечены потенциальные дополнения к закону о здравоохранении, в течение ближайших месяцев они будут правильным образом оформлены и согласованы в Минздравом. Телемедицина, о которой разговоры шли последние 15 лет, скорее всего «случится» уже в этом году!», – сообщил в своем фейсбуке директор Центра Компетенций Евгений Гордеев.
Действительно, первые документы, касающиеся телемедицины появились в стране 15 лет назад. 20 декабря 2012 года вышел приказ №444 «О создании Координационного совета Минздрава России по телемедицине”. В марте следующего года вышло Указание №325-У «О создании системы сертификации телемедицинских центров». Но затем в ведомстве сменилось руководство, и инициативу спустили на тормозах.
Телемедицина в мире
Телемедицина («медицина на расстоянии» от греч. «tele» - вдаль, далеко) образовалась на стыке нескольких областей – медицины, телекоммуникаций, информационных технологий. По определению ВОЗ, это метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором. Неспроста первой страной, где начала практиковаться телемедицина стала Норвегия с ее непростой для традиционной медицинской помощи географией. Второй проект – для моряков – был реализован во Франции. И сегодня во многих странах и в международных организациях действуют многочисленные телемедицинские проекты, а ВОЗ разрабатывает идею создания глобальной сети телекоммуникаций в медицине.
Дистанционные консультации могут проводиться как по электронной почте, так и в режиме реального времени с использованием каналов связи и видеоаппаратуры. Консилиумы – в виде сеанса видеоконференцсвязи с участием врачей из разных медицинских центров. При этом потенциальные возможности телемедицины значительно шире дистанционной диагностики. Сетевые технологии предоставляют возможность динамического наблюдения за пациентом, документальной передачи историй болезни при переводе больных из клиники в клинику, дистанционного повышения квалификации врачей, и даже телеманипуляции (дистанционное управление аппаратурой, вплоть до хирургического вмешательства на расстоянии).
Стремительное развитие рынка телемедицины позволит в будущем сократить расходы на здравоохранение, говорится в материале аналитического агентства GBI Research. При этом, основным сдерживающим фактором развития рынка телемедицины по-прежнему остается высокая стоимость оборудования и технологий, а также проблемы защиты интеллектуальной собственности. Поэтому бедные страны в ближайшей перспективе не смогут извлечь максимальную выгоду из развития телемедицины, отмечается в исследовании.
Российская практика
Об эти суровые реалии может разбиться и российский проект. Новость активно обсуждается на профессиональных форумах. И общее мнение таково, что телемедицина давно назрела, но не исключено, что для россиян она так и останется «Кашпировским в телевизоре». В нашей стране очень непросто решаются вопросы информационной безопасности, а хроническое недофинансирование здравоохранения давно уже стало общим местом. И «вытянуть» проект смогут разве что сами медики, которым не привыкать работать на голом энтузиазме.
Тем более, что информационные технологии активно осваивает частная медицина. Это и электронные личные кабинеты пациентов, и удаленная расшифровка «оцифрованных» данных обследований, и услуга «второе мнение», когда результаты этих исследований направляются высококвалифицированным специалистам, в том числе, зарубежным.
Стараются использовать современные информационные технологии и федеральные научные центры. Многие из них рассматривают присылаемую по интернету пациентами со всей страны меддокументацию, проводят дистанционное консультирование врачей. Ведущие центры имеют отделения интерактивного обучения и проводят мастер-классы с живым обсуждением. Но беда в том, что все это почти не развивается, так как пока под дистанционные технологии не подведена юридическая база.
Между тем, в России, с ее территорией и плотностью населения, развитие телемедицины обусловлено самой географией страны. По данным Минздрава, не имеющие юридической силы технологии де-факто практикуют во многих регионах страны. Как сообщила на октябрьском заседании круглого стола «Телемедицина: вопросы функционирования» заместитель директора Департамента информационных технологий и связи Минздрава Олия Артемова, на сегодняшний день в 68 субъектах РФ уже оказываются дистанционные медицинские услуги «в форматах: врач-врач, врач-пациент», хотя их «законодательное закрепление пока отсутствует». «Мы ждем предложений от субъектов РФ, федеральных учреждений и экспертного сообщества», – рассказала чиновница.
« Нельзя, чтобы любая айтишная фирма предоставляла услуги по соединению врача Иванова с пациентом Петровым»
Такие предложения в Минздрав уже поступают. По словам президента Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексея Старченко, в экспертном сообществе «поддерживают право пациента на телемедицинское наблюдение». «Например, мы давно требуем создания информационной системы наблюдения за ведением беременности на селе, которое отличается от ведения беременности в городе, – рассказал Старченко. – Ездить на консультации из села тяжело и логистически, и физически. А сельский образ жизни, домашний труд не дает беременной женщине расслабиться. Чтобы своевременно выявить отклонения в развитии плода и оказать соответствующую помощь, нужны автоматические программы наблюдения за его состоянием. Другая уязвимая категория на селе – пожилые люди. Для них нужны автоматические программы наблюдения за функцией сердечной мышцы, дыхания и так далее».
Заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова отмечает, насколько внедрение телемедицины важно и для самих медиков, которые получат возможность советоваться с находящимися за сотни километров более опытными коллегами при постановке сложных диагнозов или в ходе проведения операций. По ее мнению, дистанционное консультирование в экстренных случаях, которое может спасти жизнь человеку, должно иметь статус очного консилиума врачей.
Между тем, закон должен не просто легитимизировать дистанционные консультации, но и урегулировать взаимоотношения между всеми участниками процесса, дать им юридические гарантии, считает управляющий ООО «Центр медицинского права», медицинский юрист Алексей Панов. Например, когда врач ЦРБ где-нибудь в глубинке консультируется с ведущим региональнымклиницистом, окончательное решение должен принимать все равно он сам – ибо ответственность всегда останется за лечащим врачом.
Что касается дистанционных взаимоотношений врача с пациентом, у которого нет специальных познаний в области медицины, то в рамках закона должны быть «крайне жестко отрегулированы требования по допуску врача к возможности проведения таких консультаций». «По ту сторону экрана должен быть не просто человек в белом халате, а действительно квалифицированный специалист, обладающий допуском именно к данной информационной деятельности, – считает эксперт. – Потому, что в рамках такого статуса, врач не лечит, а фактически предоставляет информацию пациенту, что собственно, и делается на обычных консультационных приемах».
И, конечно, после «телеприема» у пациента должна оставаться адекватная документация. «Недостаточно запомнить или даже записать все, что сказал врач – должна быть утверждена какая-то электронная форма, которая будет предоставляться пациенту после дистанционной консультации». Кроме того, закон должен определить место постоянного хранения этой информации. «При обычных консультациях все фиксируется в меддокументации, которая, в том числе, рассматривается при контрольных проверках, - объясняет Панов. – По аналогии с этим должны быть строго фиксированные места, куда помещаются все массивы озвученной врачом информации. И к ним должен быть крайне ограниченный доступ».
В целом же, все телемедицинские каналы связи должны находиться под контролем государства, гарантирующего безопасность и конфиденциальность всей информации, считает эксперт. «Не должно быть анархии, когда любая айтишная фирма может предоставлять такие услуги по соединению врача Иванова с пациентом Петровым, - говорит эксперт. – В этой сфере я за монополию государства. А вообще перспективы у телемедицины, на мой взгляд, потрясающие. С учетом возможности дистанционного снятия данных о состоянии пациента и контроля за ним в режиме онлайн, за этим направлением большое будущее. Главное, государству все это не проспать».
Ирина Резник
источник : medportal.ru