с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Плати и лечись
23 Ноября 2011 г.

Вчера Дмитрий Медведев подписал закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Документ вступит в силу со следующего года и, по мнению многих специалистов, может привести к коллапсу в системе здравоохранения: поликлиники и больницы переводят в подчинение регионов, однако в региональных бюджетах средства на медицину не предусмотрены. Эксперты предупреждают, что бесплатная медицина может исчезнуть, так как за государственными клиниками закрепили право оказывать платные услуги. Защитники закона настаивают, что лишь зафиксировали тот порядок, который есть.

Подготовленный Минздравсоцразвития базовый для медицины закон приняли за семь месяцев – столько времени прошло от внесения в Госдуму до подписания президентом. Авторы объясняли потребность в новом законе тем, что прежний приняли еще в 1993 году, и с тех пор изменилась и экономика, и разграничение полномочий между органами власти.

Кроме того, в сфере здравоохранения появились противоречащие друг другу законы и постановления, и было решено свести все в один документ.

Однако первоначальный проект закона «Об основах охраны здоровья граждан» эксперты раскритиковали. Директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль пояснил «НИ», что возникло около 30 вопросов к законопроекту: «Абсолютно не было прописано, какие медицинские услуги люди будут получать бесплатно, а какие – платно». Итоговым вариантом закона г-н Рошаль также недоволен: «Граница между платными и бесплатными услугами в документе не прописана».

Согласно закону граждане имеют право на четыре вида бесплатной медицинской помощи: первичную, специализированную, скорую и паллиативную. При нахождении в больнице для граждан должны быть бесплатными процедуры, лекарства, а также транспортировка в другое медицинское учреждение для диагностики и лечения, если в этом признают необходимость. Кроме того, родителям позволят лежать в больнице с детьми до четырех лет, а с теми, кто старше, – «при наличии медицинских показаний».

Однако за государственными клиниками закрепили право оказывать платные услуги «на иных условиях», что предусмотрено программой бесплатной медицинской помощи, а также при самостоятельном обращении в специализированный медицинский центр, а не по направлению из местной поликлиники. «Гражданам предоставили право заплатить деньги за то, что они уже и так оплатили как налогоплательщики», – прокомментировал «НИ» эту статью закона президент Лиги защитников прав пациентов Александр Саверский.

Число платных услуг в государственных клиниках уже превысило четыре тыс. и будет расти дальше, убежден Саверский. По его словам, это противоречит Конституции, которая гарантирует бесплатную медицинскую помощь. Тем, кто не желает платить, г-н Саверский рекомендует требовать лечения «по Конституции».

Закон лишь закрепил существующий порядок, когда «недостаток финансирования возмещает потребитель», возражает «НИ» зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. По его словам, платить придется только за те услуги, которые не входят в программу государственных гарантий медицинской помощи. Ссылка на Конституцию, по мнению депутата Колесникова, неправомерна: «Тогда надо требовать бесплатных услуг в частных клиниках». За критикой же этого положения законопроекта, по утверждению депутата, стоят руководители частных клиник, которые хотят запретить государственным клиникам оказывать платные услуги и таким способом устранить конкурентов: «Аналогичные процедуры в частных клиниках стоят в четыре-пять раз дороже».

Районные поликлиники и больницы со следующего года перейдут от районных властей к областным. Александр Саверский прогнозирует перебои с финансированием: в районные бюджеты расходы на медицину не включены, так как там знали о подготовке закона, а в региональные бюджеты расходы не включили, так как закон еще не был принят, и выделять деньги не имели права. Сергей Колесников призывает не драматизировать ситуацию: «Управленцы – не дураки, бюджеты сбалансируют». Однако депутат признает, что «неувязки будут, но не тотальный бардак».

Право на выбор врача в законе прописано, но свелось к возможности раз в год выбрать местную поликлинику для прикрепления к ней, а также к выбору специализированного медицинского центра, если таких центров в регионе несколько. Леонид Рошаль полагает, что выбирать вскоре будет не из кого: «Необходимо, чтобы зарплата врачей была 40–50 тысяч рублей, если мы не хотим потерять систему здравоохранения». По словам г-на Рошаля, исход врачей из государственных клиник мог ускориться, если бы в законе осталась предложенная Минздравсоцразвития «обязательная норма выполнения стандартов» – предписание врачам под угрозой юридического преследования лечить каждую из болезней строго определенным способом. В итоговом варианте закона врачи получили право отклоняться от этих стандартов и самостоятельно выбирать стратегию лечения.

Согласно закону, финансирование бюджетных медучреждений будет складываться из госзаказа на строго определенное количество работ и услуг и доходов от платных услуг населению в рамках уставной деятельности. При этом, как отмечает ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко, документ не содержит конкретных ограничительных требований по поводу госзаказа, и руководители медучреждений будут стремиться его минимизировать.

 


 

Кроме того, новый закон допускает возможность изменение статуса муниципальных и государственных медицинских учреждений. По мнению главы «Лиги защиты пациентов» Александра Саверского, это приведет к неудержимой коммерциализации системы здравоохранения (для учреждений которой оказание платных услуг официально станет одной из основных статей дохода), и лишению граждан их конституционного права на бесплатную медицинскую помощь.

Провокационность этих положений закона, по мнению эксперта, совсем недавно продемонстрировал скандал с увольнением главы МНТК «Микрохирургия глаза» Христо Тахчиди: в Минздраве заявили, что известный офтальмолог уволен за коррупцию и увлечение коммерческой деятельностью. При этом, сам Тахчиди считает, что за факт оказания Центром платных услуг, должен отвечать сам Минздрав, профинансировавший лечение только 26% пациентов. «Нарушающее Конституцию право медучреждений на платные услуги закреплено в разработанном министерстве законе, так за что же они обвиняют Тахчиди? – говорит Саверский. –

Более того, медикам не только дают право лечить людей за деньги, но и вынуждают это делать, создавая им проблемы с финансированием».

По словам Рошаля, де факто платные медуслуги существуют давно и позволяют «выживать» даже рядовым поликлиникам и больницам. При этом сами руководители медучреждений хотят их оказывать, не веря, что когда-либо получат госфинансирование в должном объеме. «Требовать абсолютной бесплатности мы можем при одном условии, если государство выделит больницам достаточно денег. Но сегодня здравоохранение недофинансируется в 2 раза», – считает Рошаль. По его словам, увидев прогноз по финансированию отрасли, «он ахнул», увидев уменьшение ассигнований на федеральные учреждения. «Я не знаю, может они будут сокращать федеральные учреждения, – посетовал Рощаль. – Квот и без того мало, и они быстро выбираются. Но это закон не решит».

По словам Улумбековой, говорить о доступности бесплатной медпомощи, пока государство не гарантирует финансирование отрасли в размере 6-7% от ВВП, бессмысленно. А новый закон приведет к «ускоренной деградации российского здравоохранения». «Мы не только не сможем обеспечить доступность бесплатной медпомощи, на которую даже не установлены минимальные расходы, малодоступной окажется и высокотехнологичная помощь, объемы которой в России в 7-10 раз ниже, чем даже в бывших странах соцлагеря, – считает эксперт. – Мы не сможем увеличить доступность льготных лекарств. Закон не обеспечивает и гарантий равнодоступности медпомощи в разных регионах, поскольку переносит часть финансовой нагрузки за эти гарантии на сами регионы».

К тому же, отмечают эксперты, в новом законе нет списка услуг, которые можно получить за деньги, и эта неопределенность также будет провоцировать медучреждения требовать с пациентов денег за то лечение, которое раньше было бесплатным.

«Статья 41 Конституции гарантирует бесплатную медпомощь в госучреждениях, но в реальной жизни это не так, – считает Рошаль. – Поэтому в рамках программы госгарантий должны быть сформированы два списка – «негативный» и «позитивный» – четко прописывающие, за что можно брать плату с пациента, а за что нет». Впрочем, как признает эксперт, новый закон – рамочный, и для его реализации предстоит принять почти сотню подзаконных нормативных актов, а как показывает практика, принимаются такие документы годами, и повлиять на их содержание извне уже не удается.

Достаточно конкретно в новом законе прописаны гарантии для больных с редкими (орфанными) заболеваниями, перечень которых будет утверждаться правительством РФ и публиковаться в сети интернет. Они будут обеспечиваться лекарствами за счет средств из региональных бюджетов и пожертвований благотворителей, что, по мнению экспертов, подвергает жизнь таких пациентов угрозе. «При столь редкой распространенности этих заболеваний федеральный бюджет может и должен сам отвечать за финансирование лечения таких пациентов», – считает Старченко.

Новый закон разрешает и платные услуги по уходу за онкологическими больными, отмечает Старченко. Как следует из закона, паллиативная помощь «оказывается бесплатно в объеме и на условиях, установленных Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, а также на платной основе за счет иных источников, не запрещенных законодательством «. «Зачем же тогда запрещать эвтаназию тем, у кого нет денег на паллиативную помощь и сил бороться за «гарантии» на ее получение?», – возмущается Старченко.

Наконец, предоставив возможности «кормления» медучреждениям, закон никак не затрагивает принципы и основные способы оплаты труда, а также методы финансового стимулирования медработников и преподавательского состава медвузов, отмечают эксперты. По мнению Улумбековой, столь противоречивый закон мог появиться по той причине, что на сегодняшний день в России не существует концепции развития здравоохранения, и у государства нет четкого понимания того, в какую сторону должна двигаться отрасль.

 

источник :                                                                                                                  вернуться в раздел новостей

www.newizv.ru/society/2011-11-23/155064-plati-i-lechis.html

www.gazeta.ru/social/2011/11/22/3844738.shtml