Стабилизировать цены на жизненно важные лекарства не удалось, а ограничение допуска иностранных производителей лекарств и медизделий к госзакупкам пока тоже не дало ожидаемого результата. Такие выводы содержатся в отчете Счетной палаты РФ, подготовившей заключение по реализации в 2015 году «антикризисного плана» правительства.
Счетная палата РФ подготовила заключение о том, как правительство исполнило в 2015 году свой план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, в том числе, в части лекарственного обеспечения и поддержки отечественных фармпроизводителей.
Причины, по которым не удалось стабилизировать цены на регулируемом рынке лекарств, аудиторы связывают с тем, что были поздно приняты необходимые законодательные акты, предусматривающие возможность разовой индексации цен на недорогие жизненно важные препараты и порядок государственного регулирования цен на медицинские изделия, имплантируемые в организм человека. Несмотря на срок – 2 февраля 2015 года, документы были приняты с опозданием на 1-10 месяцев.
В результате, по данным Росздравнадзора, которые приводит Счетная палата, в среднем по России уровень розничных цен на ЖНВЛП амбулаторного сегмента за 2015 год увеличился на 8,8%, закупочных (оптовых) – на 10,1%, уровень фактических отпускных цен производителей увеличился на 8,9%. При этом, цены на отечественные препараты из списка ЖНВЛП за 2015 год выросли в амбулаторном сегменте - на 18,6%, в стационарном – на 12,8 %, а на импортные лекарства – на 2% и 4,6% соответственно.
Кроме того, федеральным законом от 20 апреля 2015 года в бюджете Федерального фонда ОМС были предусмотрены дополнительно 11 млрд рублей, предназначенных на компенсацию роста стоимости импортных лекарств, медизделий и расходных материалов из-за изменения валютного курса. Однако постановление правительства, в котором утверждены правила направления средств нормированного страхового запаса ФФОМС на эти цели, было принято лишь в ноябре. В итоге, на увеличение трансфертов на оказание россиянам высокотехнологичной медпомощи (программа ВМП) в ноябре было перечислено 542,8 млн рублей. В конце декабря утверждено распределение субсидий субъектам РФ еще на 35 млн рублей. «Однако в связи с поздним сроком принятия указанной нормативной правовой базы дополнительные соглашения Минздравом России с субъектами РФ не заключены, указанные средства до бюджетов субъектов не доведены», - констатируют в СП. На дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС в декабре 2015 года в регионы Терфондам перечислено 9,422 млрд рублей. То есть, из нормированного страхового запаса ФФОМС было распределено 10 млрд рублей, но эти средства не улучшили лекарственное обеспечение пациентов.
- В отчете правительства РФ отмечено, что выделение из федерального бюджета дополнительных финансовых средств позволило значительно повысить уровень лекарственного обеспечения. Однако подтверждающих данных не приводится. Вместе с тем данные мониторинга обеспечения лекарственных препаратов по ассортименту и цене за декабрь 2015 года, проводимого Росздравнадзором, свидетельствуют об обратном, - делают вывод в Счетной палате.
Так, по данным Росздравнадзора, на 31 декабря российским льготникам было выписано и обеспечено 50,06 млн рецептов (за аналогичный период 2014 года – 50,43 млн рецептов) на общую сумму 53,9 млрд рублей (в 2014 году – на 47,6 млрд рублей), из них 2,97 млн рецептов на сумму 14,3 млрд рублей обеспечены за счет региональных бюджетов (в 2014 году было 4,62 млн рецептов на сумму 7,3 млрд рублей).
В Счетной палате напомнили, что в 2016 году тоже предусмотрены межбюджетные трансферты в объеме 13,7 млрд. рублей. «Однако средства на улучшение лекарственного обеспечения граждан с редкими (орфанными) заболеваниями, а также отдельных групп населения, при амбулаторном лечении которых препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, на 2016 год не предусмотрены».
Что касается ограничения участия иностранных производителей медизделий и лекарств в госзакупках (правило «третий лишний»), то правительство РФ сумело вовремя принять лишь одно постановление – про медизделия. И только 30 ноября появился документ об ограничении допуска импортных лекарств из списка ЖНВЛП к госзакупкам. «Оценить эффективность действия постановлений в 2015 году не представляется возможным в связи с незначительным сроком их применения», - утверждают в Счетной палате. В то же время аудиторы приводят данные Росстата, которые говорят об общем росте производства фармацевтической продукции в прошлом году на 8,9%. При этом по отдельным позициям обнаружилось заметное снижение объемов производства, например, на 6,6% снизилось производство лекарственных средств, содержащих пенициллин или другие антибиотики, на 16,7% - препаратов для лечения онкологических заболеваний, на 43,3% - противотуберкулезных лекарств.
источник : doctorpiter.ru