Врачебная бюрократия, помноженная на заполнение электронных карт, приоритет управленческих задач перед нуждами медработников, приписки в е-сервисах, неполная легитимность электронных документов – специфика медицины периода информатизации.
Отсчет новейшей истории автоматизации и компьютеризации медицины документально ведут с апреля 2011 г., с момента утверждения Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Сегодня система находится на этапе внедрения и развития сервисов, коих в ее арсенале немало. Лет ЕГИСЗ немного, но субъект она уже взрослый и тертый, испытавший на себе не одну смену подходов, руководства, дорожных карт, идеологов и критиков.
Электронная медицинская карта – зло или добро?
Этот вопрос для обывателя странный, для врача по-прежнему нерешенный. Даже если по привычке оглянуться на заокеанских коллег, у которых в 2010 г. доля докторов, удовлетворенных ЭМК, составляла 62%, а в 2014 г. – 34%.
Главное «осложнение» от использования электронных карт остается неизменным и губительным для репутации всего процесса информатизации здравоохранения: объем работы и время занятости врача в ходе внедрения ЭМК увеличивается. А значит, и без того непростая бюрократическая жизнь доктора усложняется, пациент отходит на дальний план.
Так, по данным опроса медработников, проведенного Национальной медицинской палатой совместно с Ассоциацией развития медицинских ИТ, актуальность такого параметра, как «невозможность отказа от ведения бумажной документации, несмотря на ведение электронной», оценивается в 7,9 балла по десятибалльной шкале. В опросе, результаты которого были озвучены на 12-м международном форуме МedSoft-2016, приняли участие 270 респондентов из 90 медучреждений 36 регионов России, 24% из них составили руководители медучреждений и их заместители, 50% – врачи, остальные – руководители подразделений. Внедрение ЭМК в рейтинге полезных сервисов медицинских ИС участники опроса поставили только на седьмое место, заметно ниже компьютеризации регистратуры и подготовки отчетов, лабораторных ИС, выписки электронных рецептов и компьютеризации управления лекарственным обеспечением…
О том, что время работы врача с документами увеличилось (бумажные карты + внесение информации в МИС), снова и снова свидетельствуют и те, кто занимается внедрением медицинских информационных систем. Так, по опыту Александра Гусева из компании-разработчика ПО для здравоохранения «К-МИС» (Петрозаводск), время работы врача с документами без компьютера составляло 6,7—11,6 мин, после компьютеризации – 6,3—18,7 мин. Виновато дублирование электронных записей на бумаге, без которого при внедрении ЭМК не обходятся.
И дело не только в страхе потерять информацию из-за технического сбоя или еще хуже – хакерской атаки, сообщения о которых из-за рубежа приходят все чаще. Дело в невозможности автоматизировать, как выражаются специалисты, «бардак», состоящий из 142 федеральных статистических форм, 60 тыс. показателей, 60 программных продуктов только на федеральном уровне. Эти цифры А.Гусев приводит на форумах МedSof не первый год, снова и снова констатируя, что информатизация привносит в работу врача слишком много новых задач.
«В нашей работе нужды медперсонала теряются на фоне других задач. Мы работаем по требованиям территориальных фондов ОМС, страховых медицинских компаний, занимаемся доработками в связи с изменениями порядка ОМС и т.п. Врачи и медсестры – не заказчики, а пользователи. Мы не можем позволить себе роскошь сделать что-то удобное для врача, не нарушив каких-либо норм», – говорит А. Гусев. Его предложение – воспользоваться опытом информатизации налоговой службы, осуществленной с системным подходом и поддержанной на законодательном уровне. Первый этап – организационная работа: ревизия отчетов и мониторингов, исключение дублирования ввода документов и ненужных запросов. И только потом – внедрение ИТ-инструментов.
«Врач должен заниматься пациентом и вести ЭМК. Все остальное должна делать ЕГИСЗ, – убежден А Гусев. – Медобслуживание надо избавить от формирования статистической учетной информации, оперативных справок, запросов и т.д. Задача – развить ЕГИСЗ так, чтобы инвестиции государства в нее начали давать результат».
Аналитика с приписками
Одна из форм результативности ЕГИСЗ – накопление реальных данных в федеральных сервисах по регионам, клиникам, заболеваниям в приемлемой для анализа форме. Почему, скажем, операторы сотовой связи способны использовать технологии Big Data в интересах своего бизнеса и персонализации взаимодействия с абонентом, а медики нет?
Аналитика на основе ЕГИСЗ в целом и ЭМК в частности – один из стратегических запросов здравоохранения. Не случайно же тут и там инициируются опросы врачей, пациентов, руководителей здравоохранения, по гамбурсгскому счету не способные компенсировать беспристрастный и детальный анализ данных. Но даже передовые с точки зрения информатизации регионы находятся только на подступах к такой работе. Так, по словам директора МИАЦ Ханты-мансийского автономного округа Владислава Нусинова, внедренная и развиваемая в регионе МИС «Югра» пока позволяет получать только узкоспециальную аналитику – по онкозаболеваниям и стоматологическим манипуляциям.
Внедрение ЭМК имеет еще одно неприятное «побочное действие» – приписки и нереальные консультации, на которые обращает внимание Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов: «За счет ЭМК возникают приписки, что ведет к конфликтам с ОМС и дискредитации электронной карты. Обращаясь в медицинский кабинет, человек получает тот или иной вид помощи, а в его ЭМК записывают все, что есть в кабинете, поскольку информация не дублируется на бумажном носителе для пациента. Появился негативный шаблон действий: врач заполняет в ЭМК то, что «нужно» и ожидается, а не то, что на деле».
Дайте персоне ее персданные
Электронные медицинские документы до сих пор не являются инструментом достижения результата в суде – еще одна затянувшаяся издержка информатизации, на которую обращает внимание Союз пациентов. Решение очевидно – легитимизация электронных документов. Однако уже как минимум три года этот нормативный процесс стоит на месте.
До сих пор не сделан выбор между путями ее решения: ГОСТ или приказ Минздрава? В конце 2015 г. на Экспертном совете по ИКТ Минздрава были представлены проект ГОСТ по ЭМК и проект приказа профильного ведомства по общим правилам ведения медицинской документации с использованием электронного документооборота. «Оба проекта отшлифованы, но Минздрав до сих пор думает», – сообщил аудитории мартовского МedSoft-2016 руководитель рабочей группы ЭМК Экспертного совета Борис Зингерман.
Легитимизация электронных документов может стать способом решения другого «больного» вопроса – доступа пациента к информации о состоянии своего здоровья, регулируемого Федеральным законом №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В соответствии со статьей 22 этого закона «каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья…»; «информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении». Как свидетельствуют практики, ситуация здесь такова: может-то он может, но кто же ему даст? Вопрос упирается во время и добрую волю врача, дефицит бумаги, копировальный аппарат. «Получение пациентом информации о своем здоровье часто заканчивается судом, – резюмирует Б. Зингерман и предлагает более чем очевидный выход – электронный доступ к медицинским документам: – И овцы будут целы, и волки (пациенты) сыты».
Информатизация здравоохранения превращается в этакого профессионального пациента, кочующего от врача к врачу в поисках очередной хронической проблемы. Таким пациентам советуют менять не врачей, а образ жизни. Пора выздоравливать!
источник : www.iksmedia.ru