Передать скорые частным компаниям. Такую возможность до лета рассмотрит Минздрав по поручению президента. Подобные пилотные проекты ведомство запустило еще в 2013 году. Они работают в Марий-Эл, Чувашии, Пермском крае, Архангельской, Вологодской и Кировской областях. И по оценкам экспертов, использование частного транспорта позволило сократить там время прибытия скорых к пациентам. Минздраву вместе с главами этих регионов предстоит оценить рентабельность услуги, необходимый класс автомобилей и другие детали. Мнения специалистов выслушала корреспондент "Вестей ФМ" Александра Писарева.
Ускорить скорую - одна из главных целей предлагаемых изменений. В Чувашии, где частные машины приезжают к пациентам с 2013 года, приводят статистику: за этот период время прибытия улучшилось на 1,5 минуты. Теперь врачи в среднем успевают чуть больше, чем за 12 с половиной минут. Автопарк удалось обновить больше, чем на четыре пятых. Скорые берут в аренду в частной компании, которая занимается их ремонтом и обслуживанием. Она же предоставляет водителей. Это хорошо до тех пор, пока фирма получает выгоду. Как только бизнесу это покажется нерентабельным, россияне рискуют вообще остаться без скорых, опасается член правления "Лиги пациентов", юрист Алексей Старченко:
"Я считаю, что это категорически неправильно, Россия - это по Конституции - социальное государство. И скорая медицинская помощь - это обязанность государства. Она именно с точки зрения потребности наших граждан и избирателей. Частная медицинская помощь - это частная медицинская компания, которая создается для извлечения прибыли. А не с целью оказания медицинской помощи. Сегодня она создается. Владелец компании понимает, что она нерентабельна. И закрывает. И мы с вами остаёмся как пациенты без государственной медицинской помощи".
Представители бизнеса поясняют - рентабельность низкая, но объемы очень большие. Поэтому прибыль гарантирована. В Кировской области услуги транспортной компании станции скорой обходятся примерно в 300 рублей в час. В декабре по итогам конкурса там перезаключили три контракта на 5 лет - общей суммой больше, чем на 624 миллиона рублей. В результате система аутсорсинга помогает экономить средства, которые можно перенаправить на другие нужды.
Чего ещё опасаются скептики - в стоимость услуг коммерческие фирмы могут начать закладывать покупку новых автомобилей и другие траты, тогда экономия окажется мнимой. Или вообще, в случае отсутствия выбора в регионе устанавливать драконовские тарифы. Эти страхи необоснованны. Такая практика на деле уже реализуется - в смежных областях, поясняет главврач городской больницы №71 Александр Мясников:
"Она просто звучит странно, на самом деле она вполне логична и частично уже реализована. Потому что это же не значит, что врачи будут ездить на частниках. Приведу пример Москвы, ни одна из наших больниц не имеет своего транспорта. Мы все по аутсорсингу, заключаем контракты с транспортными компаниями (государственными, частными), и где нам выгоднее - мы нанимаем санитарный транспорт. Не скорые помощи, "сирены" - санитарный транспорт: для перевозки больных несрочных, медикаментов. И мне, например, намного выгоднее, чем содержать машину, инженера для её осмотра..."
Это один из главных аргументов сторонников - врачи думают о своём, медицинском, а не о бензине, техобслуживании и сопутствующих вещах. Их оппоненты говорят. Сейчас водитель - полноправный член бригады, который зачастую работает годами, понимает, насколько важную работу он делает. И точно так же заботится о пациенте. Стороннему шофёру, который выходит на короткий срок, этого не понять. К тому же, по закону сейчас водители скорых не имеют права на забастовки. Эти правила могут распространиться и на коммерческих перевозчиков. Ведь не любой имеет право сесть за руль автомобиля с мигалкой, отмечает Александр Мясников:
"За руль скорой помощи садится человек со специальным разрешением. Обычный водитель, даже профессиональный, к управлению скорой помощью не допущен. Есть специальный талон, который он должен получить в ГАИ после определенного курса обучения на право управления машинами со спецсигналами. И у него есть свои обязанности, свои права. Какая разница человеку - работает он в государственной компании или в частной? Будут те же самые водители, с теми же правами".
Целесообразность правки законодательства в случае изменений Минздрав и Минэкономики рассмотрят до 20 июня. В том числе будут учитываться вопросы ответственности за нарушение требований к автомобилям скорой медицинской помощи.
источник : radiovesti.ru