с 10:00 до 18:00 по будням

Новости

Генпрокуратура проверит Минтруд на нарушения в работе медико-социальной экспертизы
19 Апреля 2016 г.

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике Владимир Слепак обратился в понедельник в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку в отношении Минтруда, который сообщил, что сокращает количество решений по установлению инвалидности. Слепак отмечает, что на этом фоне в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), принимающих решение об установлении инвалидности, расцветает коррупция, о чем свидетельствуют многочисленные факты возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников бюро.

 

— Я пытаюсь получить инвалидность уже три года. Несмотря на медицинские заключения, справки врачей, квитанции о посещении «скорой», МСЭ мне отказывает, — рассказывает 27-летняя Марина Синякова из Волгограда.

До 2013 года она работала инспектором охраны в тюрьме, но однажды вечером на нее напали в подъезде и избили. Далее следовало долгое лечение. Диагноз, поставленный Марине, — венозная ангиома и фокальная эпилепсия. Военная комиссия постановила, что Марина негодна к службе по состоянию здоровья.

— Когда я пришла в МСЭ оформлять инвалидность, то мне заявили, что II группа будет стоить 400 тыс. рублей, потому что на работе при оформлении инвалидности в течение года мне должны были заплатить страховку 1,5 млн рублей. Я отказалась. Я уже готова согласиться на III группу, но сейчас за нее просят 100 тыс. рублей, при этом никакой страховки мне уже не полагается, — говорит Марина.

Она отмечает, что в месяц на таблетки и уколы она тратит около 3 тыс. рублей, при этом выйти на работу не может, потому что периодически падает в обморок и может находиться без сознания от одного до пяти дней.

Группа инвалидности дала бы ей право получать бесплатные лекарства и пенсию около 8 тыс. рублей в месяц.

Пограничное состояние

Андрей Карпенко, руководитель московского филиала Центра медицинского права, рассказал, что, сопровождая клиентов в МСЭ, неоднократно наблюдал, как под любым предлогом занижается группа.

— Если пограничное состояние между III группой и отсутствием инвалидности, то склоняются к тому, чтобы группу не давать. Фактически напрашиваются на взятки, — говорит Карпенко. Он отмечает, что процедура осмотра пациента экспертами МСЭ носит формальный характер и заключается часто лишь в измерении давления, просьбе присесть-встать, сосчитать показанные врачом пальцы.

— Обращения по поводу вымогательства денег в МСЭ — самые частые в нашей организации. Каждый день приходит как минимум четыре, — говорит Александр Саверский, президент «Лиги пациентов».

По его мнению, избежать коррупции поможет передача функций бюро медико-социальной экспертизы врачебным комиссиям, которые сейчас выдают направление в МСЭ. Ранее, как писали «Известия», он отправил свои предложения на имя вице-премьера Ольги Голодец. В ответе, который он получил от департамента по делам инвалидов Минтруда, говорится, что до 2005 года, пока МСЭ находились в ведении регионов, из-за децентрализации управления и ослабления контроля за соблюдением законодательства был интенсивный рост численности инвалидов.

Чтобы изменить эту тенденцию, проведение медико-социальной экспертизы отнесли к числу федеральных полномочий. В результате число граждан, которым была впервые установлена инвалидность, сократилось в два раза. Этот документ Саверский направил в Общественную палату РФ.

Вплоть до увольнения

18 апреля председатель комиссии по социальной политике ОП Владимир Слепак обратился в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку в отношении Минтруда.

— Ответ, полученный Александром Саверским от Минтруда, выходит за рамки профессиональной этики. Возникает вопрос: что такое «массовое необоснованное решение» и насколько оно было бескорыстным? Ответ довольно простой, и связать его можно только с нарушением закона и созданием устойчивой системы коррупции, что и подтвердила ситуация в Ульяновской области. Там 14 апреля в отношении руководителя Главного бюро медико-социальной экспертизы было возбуждено уголовное дело по подозрению во взяточничестве.

Слепак отмечает, что в Общественную палату приходят многочисленные жалобы людей на незаконные отказы МСЭ в установлении или продлении инвалидности, лишающие их права на бесплатное лекарственное обеспечение и льготы. 

Помимо ульяновской истории, недавно был скандал в Ставропольском крае. Там экс-главу МСЭ судят по 50 эпизодам превышения должностных полномочий. По мнению Слепака, факты коррупции свидетельствуют о том, что в системе работы бюро медико-социальной экспертизы необходимы изменения.

— Я выступаю за то, чтобы решения об установлении группы инвалидности принимали врачи, которые лечат человека и несут ответственность за его здоровье, — говорит он.

Представители Минтруда отрицают, что новые классификации и критерии МСЭ привели к резкому снижению числа инвалидов. На самом деле, по утверждению пресс-службы ведомства, это происходит за счет инвалидов пенсионного возраста, которых с каждый годом становится меньше, и за счет снижения количества обращений граждан за установлением инвалидности. При этом число людей, которым отказали в группе, сохраняется на одном уровне и составляет 15% от числа обратившихся.

— Минтруд России ведет работу по недопущению случаев коррупции в медико-социальной экспертизе. Эта работа включает объективизацию и четкую регламентацию процесса установления инвалидности. Если выявляются случаи вымогательства, то это вопрос их изучения правоохранительными органами, — комментирует пресс-служба Минтруда.

По информации ведомства, при выявлении подтвержденных правоохранительными органами случаев коррупции в МСЭ принимаются меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения руководителей-главных экспертов по медико-социальной экспертизе.

Минтруд сообщил, что с целью оперативного сбора информации о наличии возможных фактов коррупции в 2014 году создан электронный почтовый ящик info.mse@rosmintrud.ru, информация о котором должна быть размещена на информационных стендах во всех учреждениях медико-социальной экспертизы.

Коррупция в бюро медико-социальной экспертизы

В 2016 году в Ульяновске возбуждено уголовное дело в отношении руководителя Главного бюро МСЭ по Ульяновской области Министерства труда и социальной защиты РФ Нины Долгополовой, которая подозревается во взяточничестве в крупном размере.

2015 году Кунцевская межрайонная прокуратура Москвы возбудила уголовное дело в отношении Главного бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве, которое бессрочно установило II группу инвалидности 54-летнему москвичу, у которого не было никаких проблем со здоровьем.

В 2015 году в Евпатории бюро МСЭ отказало в установлении I группы инвалидности инвалиду Великой Отечественной войны 1925 года рождения. Восстановить право на получение пенсии удалось с помощью прокуратуры.

В 2014 году прокуратура Костромской области восстановила пенсию инвалиду III группы, которому ранее МСЭ отказало в установлении инвалидности.

В 2013 году заместитель прокурора Вологодской области утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего врача по медико-социальной экспертизе филиала № 14 ФКУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» Дмитрия Лобачева.

В 2013 году Плавский районный суд Тульской области вынес приговор в отношении бывшего руководителя бюро № 25 — филиала Главного бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области, расположенного в городе Плавске, — 52-летней Елены Бочкиной, врачей по медико-социальной экспертизе 49-летнего Игоря Бочкина и 52-летней Раисы Знайко. Суд признал их виновными в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ («Получение взятки») и ч. 1 ст. 292 УК РФ («Служебный подлог»).

 


источник :  izvestia.ru

вернуться в раздел новостей