Если используемые вами лекарства входят в список жизненно необходимых, то стоит запастись ими хотя бы на предстоящий январь. Вполне вероятно, что дешёвые препараты в начале года исчезнут с прилавков аптек и предлагаться будут только схожие по действию, но более дорогие лекарства. Причина таких опасений – российская модель ценообразования. Беда в том, что в огромной фармотрасли нет нормального правового регулирования, и политика государства строится, похоже, главным образом в расчёте на то, что компании просто побоятся портить с ним отношения из-за боязни потерять крупнейшие заказы.
В этом месяце целый ряд предприятий, в частности принадлежащих немецкой компании Stada – «Макиз-Фарма», «Нижфарм», «Хемофарм Россия» и др., – получили отказ по всем препаратам, когда обратились в Федеральную службу по тарифам (ФСТ) с просьбой дать согласие повысить цену на 2012 год на свои препараты. Речь шла хотя бы о восполнении потерь от инфляции – на 6% при перерегистрации цен на лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Независимые эксперты предполагают, что такое решение государства может привести к вымыванию дешёвой продукции с рынка, снижению рентабельности производителей и отсутствию недорогих лекарств.
Чиновники уверяют, что дефицита лекарств в аптеках не будет. По-видимому, их не слишком беспокоит, что произойдёт с представителями тех групп населения, для которых более дорогие лекарства неприемлемы.
Как сообщили «Нашей Версии» в Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП), уже поступает информация от компаний, что ФСТ отказывает производителям в регистрации новых цен на ЖНВЛП. Если в 2010 году компаниям разрешалось сделать перерасчёт цен на эти лекарства в случае возросших производственных расходов из-за удорожания сырья, энергоносителей и инфляции, то нынче такого разрешения нет. «Все компании – члены АРФП производят препараты из списка ЖНВЛП, цены на которые регулирует государство, – говорит генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев. – Есть компании, у которых продуктовый портфель на 80–90% состоит из таких лекарств. Для них отказ в регистрации особенно чувствителен. Я не исключаю возникновения дефектуры (отложенный спрос. – Ред.) по ряду препаратов в начале следующего года».
Многие жители России хорошо помнят, что в 2010 году из-за проволочек с системой регуляции цен с начала января в аптеках отсутствовало более 700 наименований препаратов и выправили чиновники ситуацию только к концу месяца. Даже если исключить намеренные протестные действия бизнеса, всё равно процесс регистрации занимает 45 дней. Сейчас уже конец ноября, а ситуация до сих пор остаётся непрояснённой. В результате крайне маловероятно, что положение дел успеют выправить до нового года. В Союзе профессиональных фарморганизаций (СПФО) между тем склонны преуменьшать вероятный масштаб проблем.
«Возможно, что кто-то из производителей и решит свернуть нерентабельное производство, но это чисто теоретически, – рассуждает глава СПФО Геннадий Ширшов. – Компании, которые работают в сегменте госпоставок, отлично понимают, что это социально ответственная деятельность, и вряд ли будут предпринимать реальные шаги в знак протеста. Конечно, производители постараются наверстать прибыль за счёт продажи препаратов, не входящих в перечень жизненно важных, цены на которые по-прежнему формируются свободно, и, по признанию экспертов отрасли, в этой части фармрынка возможен особый рост цен».
Чиновники уверяют, что дефицита лекарств в аптеках не будет. По-видимому, их не слишком беспокоит, что произойдёт с представителями тех групп населения, для которых более дорогие лекарства неприемлемы. «Мы прогнозировали возникновение таких ситуаций в начале введения ценового регулирования на лекарства, – сказал «Нашей Версии» президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. – Регулируемый рынок всегда чреват рисками того, что товар может исчезнуть и станет ещё более недоступен, чем тогда, когда цена не регулируется. Поскольку идут объективные колебания, например, в стоимости сырья, чего Федеральная служба по тарифам не обязана видеть, то и возникают такие недоразумения. В прошлом году Минздравсоцразвития вынуждено было разрешить российским производителям дважды в году увеличивать цены (зарубежным производителям – нет), и всё равно есть препараты, которые уже исчезли с рынка. Наверное, какие-то препараты и в этом году тоже исчезнут, а что-то удастся отстоять».
источник : вернуться в раздел новостей
saversky.livejournal.com/12743.html