Специалисты разъяснили, как поступить, если работодатель предлагает сменить страховую компанию.
«Уважаемая редакция, я давно выписываю вашу газету и доверяю ей. Хочу посоветоваться с вами вот по какому поводу. Недавно руководитель предприятия, где я работаю, мягко, но настойчиво предложил нам сменить страховую медицинскую компанию. При этом никаких аргументов, почему это необходимо сделать, он не привел.
Компания, в которой я застрахована, меня вполне устраивает. Я даже обращалась в нее, когда мне в поликлинике предложили оплатить процедуру, которая, как я знаю, является бесплатной. Специалисты компании быстро во всем разобрались, я прошла процедуру бесплатно, а в поликлинике мне даже принесли извинения.
Расскажите, когда и зачем нужно менять страховую компанию, на что в этом случае следует обратить особое внимание и как не ошибиться в выборе?»
Валентина Никифорова, Вологда
Именно на эти вопросы нашей читательницы мы попросили ответить руководителя Службы обязательного медицинского страхования «СОГАЗ-Мед» Анастасию Попову.
- Анастасия Валериевна, когда и зачем нужно менять страховую медицинскую компанию?
- В первую очередь хотелось бы сказать, что основной функционал страховой компании - защита прав застрахованных. С выдачей полиса ОМС работа страховой медицинской организации только начинается. И однозначно, менять страховую компанию нужно в том случае, если организация, в которой вы застрахованы, не обеспечивает защиту ваших прав на получение медицинских услуг, гарантированных государством. То есть она не защищает вас, не реагирует на ваши жалобы и обращения, не контролирует порядок соблюдения этих прав на уровне лечебно-профилактических учреждений. Если компания вас устраивает, менять ее нет необходимости.
- А она должна контролировать, даже если нет жалоб?
- Безусловно! Ответственная компания имеет своих представителей практически во всех учреждениях, кроме того, ее специалисты отслеживают ситуацию в тех учреждениях, где нет постоянных представителей. То есть она не ждет, когда произойдет нарушение, а всемерно старается предупредить его. Если же такое произошло, специалисты компании самым тщательным образом разберутся в ситуации и защитят права пациента, ведь именно это является ее главной задачей. Подчеркну, не выдача или замена полиса ОМС, а именно гарантированное предоставление всех услуг, которые обеспечивает этот документ. Хочу отметить, что в какой бы компании вы ни были застрахованы, объем этих гарантий всегда один и тот же, поскольку устанавливает их государство, а не страховая компания.
- В таком случае, на что следует обратить особое внимание, чтобы быть уверенным, что твои права будут защищены?
- На надежность компании, которая определяется опытом ее работы на рынке медицинского страхования. Очевидно, что чем больше этот опыт, тем более квалифицированно сотрудники компании смогут разобраться в любой ситуации. Это особенно важно, поскольку рынок обязательного медицинского страхования в условиях экономической нестабильности последних лет весьма неустойчив и сохранить свои позиции на этом рынке могут только по-настоящему ответственные и профессиональные компании.
Очень важно, насколько доступна компания, есть ли у нее круглосуточный бесплатный телефон, куда можно обратиться при возникновении проблем, располагает ли она филиалами в регионах.
Важен кадровый состав компании, и здесь очевидно, что чем больше опыт ее работы, тем выше в ней уровень квалификации ее работников.
Определиться с выбором поможет и рейтинг компании. С ним можно познакомиться на сайтах рейтинговых агентств, например, «Эксперт РА», которое учитывает именно факторы надежности и качества услуг компании.
- Может ли кто-то перевести человека в другую страховую медицинскую компанию без его ведома и согласия?
- Разумеется, нет. Родители могут решать этот вопрос, если речь идет о несовершеннолетних детях. Для всех остальных, даже если речь идет о близких родственниках или
супругах, необходимо личное согласие. Если человек не может оформить заявление лично, то нужна его письменная доверенность, которая подтверждает, что он доверяет тому или иному лицу решить за него вопрос выбора или смены компании и получения соответствующих документов. Кстати, напомню, что сменить компанию можно только один раз в год и не позднее 1 ноября.
И еще один немаловажный факт: при выдаче полиса компания должна информировать застрахованного, выдав, к примеру, специальную памятку, где четко расписано, как ему нужно действовать и куда обращаться в случае нарушения его прав на получение медицинской помощи в рамках государственных гарантий.
Еще раз хочу подчеркнуть: чтобы не ошибиться в выборе страховой медицинской компании, следует очень внимательно познакомиться с ее «биографией» на страховом рынке и всеми характеристиками, о которых я сказала. Именно от этого зависит, насколько гарантированно будут защищены ваши права в сфере обязательного медицинского страхования.
Светлана Дамирова
источник : www.krassever.ru