В Пензенской области предлагают наказывать рублем пациентов, которые бронируют приём у врача и не приходят. Проблема, как говорят, приняла серьёзный масштаб. В итоге тем, кому надо, не попасть к специалистам. А поликлиники теряют деньги за несостоявшийся визит. Какие причины будут считаться уважительными для пропуска и как ещё предлагают бороться с "мёртвыми душами" в электронных очередях к докторам, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Александра Писарева.
Пока страдающие пациенты неделями не могут получить вожделенный номерок к врачу, доктор сидит один в пустом кабинете и ждёт не явившихся по той или иной причине. Проигрывают в итоге все. Проблема приняла серьёзный масштаб, поняли в Пензенской области. И региональная общественная палата предложила наказывать нерадивых больных. Занял место в электронной очереди и не пришел? Ничего. Только, к примеру, в следующий раз за приём заплатишь свои кровные. Схема сейчас прорабатывается. Но уже понятно, что это противоречит законодательству, считает руководитель Общероссийской общественной организации "Лига защитников пациентов" Александр Саверский:
"Первое - это нарушение Конституции. Потому что там написано, что хоть пятый приём, хоть второй, хоть десятый - они бесплатные. Во вторых, люди на приём не приходят не потому, что они плохо себя ведут. А оттого, что этот приём через две недели никому не нужен. Ему нужно сегодня. Давайте тогда оштрафуем лечебное учреждение за запись через две недели".
Так в ответ на санкции пациент может предъявить ответный иск - за неоказание помощи, которая через две недели или месяц уже неактуальна. Ситуация обострилась в последнее время, поясняет терапевт Центра эффективной офтальмологии Андрей Звонков. А всё - из-за изменения формы финансирования. Приводит пример из личной практики: больной вызвал неотложку. Пока ждал - состояние ухудшилось, приехала скорая, увезла его в больницу. А врачам неотложной помощи записывают нерезультативный вызов - он не оплачивается:
"Раньше с этим не было вопросов, пока оплата врачу была за то, что он просто приходит на работу. Присутствует, ждёт, дежурит. Сейчас введено подушевое финансирование. И зарплата врача, весь доход лечебного учреждения связан, прежде всего, с количеством пролеченных больных. То есть сама по себе запись ничего не даёт".
Не являются по разным причинам. Кто-то действительно не может дождаться и идёт к платному врачу, кто-то заболевает. Но, справедливости ради, встречаются такие, что берут несколько номерков, а потом просто выбирают удобное время, не отменяя остальные. Другие забывают или уезжают на дачу. Нельзя сказать, что это действительно превратилось в угрозу здравоохранению - для жителей столицы, к примеру, такое поведение не характерно, продолжает врач-терапевт Центра эффективной офтальмологии Андрей Звонков. Если уж брать в таких случаях с людей компенсацию - то только частичную. Иначе проще перейти на западную модель медицины, когда человек сам покупает страховку:
"В данном случае отношения между больницей и страховой компанией уже человека не беспокоят. Потому что если страховая компания вынуждена заплатить за простой медика, который ждал пациента, а он не пришёл, она потом будет разбираться с самим пациентом и говорить почему вы не пришли или поднимет ему стоимость страховки, либо как-то еще. Я думаю, это всё юристы разработают, придумают и сделают".
Эксперты говорят: действеннее могут оказаться нефинансовые рычаги. Например, уличенных в прогулах приемов можно лишать права электронной записи - выдавать номерки только лично в регистратуре. Или ввести подтверждающий обзвон пациентов, как это делают в частных клиниках. Правда, для этого, скорее всего, понадобятся дополнительные кадры. Вопрос можно решить техническими методами, говорит замруководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров, который курирует единую медицинскую информационно-аналитическую систему в столице:
"В городе Москве записаться 5 раз на прием к терапевту на сегодня, завтра, послезавтра и еще на следующей неделе невозможно. Это уже так с 2012 года. И каких-то нареканий такая логика со стороны пациентов не вызывает. То есть есть внутри системы изначально ограничение, которое не позволяет человеку самостоятельно, используя дистанционные каналы записи, записаться 5 раз подряд, что абсолютно не отменяет возможности записать человека 5 раз подряд самому врачу или сотруднику регистратуры, который впоследствии будет нести ответственность в той части, что будет обосновывать необходимость".
Даже если человек предупредит об отмене приёма за 2 часа, других пациентов это вряд ли спасёт. Разве что, опять-таки, взять на вооружение мировой опыт и брать деньги за перенос визита. Впрочем, специалисты сходятся: дисциплинировать нерадивых больных бесперспективно. Их количество примерно постоянно, в столице это - 12-13 процентов. Эти данные медучреждения должны учитывать при составлении расписания - по аналогии с овербукингом на рейсы у авиакомпаний. Такую практику уже применяют в некоторых регионах.
Александра Писарева
источник : radiovesti.ru