Медицинское сообщество с такой точкой зрения согласно не всегда. Споры о том, нужно ли России медицинское страхование, продолжаются не первый год. И главная их причина – как раз результаты, которых достигает здравоохранение. На сегодня 26% экономически активных россиян младше сорока лет находятся в зоне смертельного риска, отмечает заместитель председателя ФФОМС Светлана Карчевская. Жизнью рискует каждый четвёртый среди относительно здоровых. И даже чуть больше.
Здоровье и кошелёк
«У нас в программу ОМС и в Конституцию входит вся необходимая помощь. Откуда берутся частники? От недостатков. От недостатков системы здравоохранения», – убеждён глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский. Теоретически нашему пациенту доступны все виды медицинской помощи – правда, часть их он вынужден софинансировать из собственного кармана. В некоторых регионах платежи больных примерно равны… объёму местных программ госгарантий.
К тому, что гражданину приходится самому платить за своё лечение, относятся по-разному. Кто-то видит в этом сигнал тревоги, а кто-то, напротив, удобную возможность сократить государственные бюджеты здравоохранения. Всё, что необходимо, и так внесут те, кто лечится…
Дорогие наши полисы
Ответ на извечный вопрос «Чем платить за здоровье нации?» действительно усложняют недостатки системы ОМС. Одно только оформление страховых полисов ежегодно обходится в кругленькие суммы, а бумажные расходы страховых компаний, в частности расходы на ведение дела, уменьшаются весьма незначительно. Их средняя величина по России в 2016 г. снизилась на 0,36% по сравнению с 2012 годом. С 1,41% до 1,05% расходов территориальных фондов ОМС.
Обязанность иметь полис вызывает удивление у пациентов, которые ещё застали советское здравоохранение или помнят текст современной российской Конституции. А она гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно». О полисе в главном законе нашей страны не сказано…
Ударим санкциями по госпитализациям
Ещё одна «страховая» причина недофинансирования здравоохранения – штрафы от страховых компаний, на которые не первый год жалуются российские врачи. Причиной штрафных санкций может оказаться даже то, что больной забыл отнести карту в регистратуру и нечаянно отнёс её домой. Или зачеркивание в медкарте с пометкой «исправленному верить», заверенной подписью врача. Или… «необоснованная» госпитализация.
«До недавнего времени за неправильно оформленные первичные документы удерживалось до 50% суммы счёта, а сейчас ставка понизилась и составляет 30%. За необоснованную госпитализацию удерживалось раньше 50%, а сейчас – 80% стоимости необоснованной госпитализации. На данный момент тариф на госпитализацию составляет 26 000 рублей из средств фонда ОМС. Такое повышение штрафных санкций на необоснованную госпитализацию было введено в связи с переполнением больниц. Если медицинское учреждение не направило больного на лечение или обследование в медучреждение более высокого уровня и в результате пациент вынужден лежать в больнице на несколько дней дольше, то данная организация обязана уплатить штраф в размере 12 000 рублей, из которого страховая компания изымет сумму, составляющую 70% от счёта за лечение», – поясняет адвокат Илья Рейзер.
Реорганизовать до основания или…
Более чем внушительные размеры штрафов «уравновешиваются» недостаточными тарифами на лечение. По этой причине вопрос об отказе от страховой системы медицинской помощи поднимают регулярно. У радикального способа решения проблемы есть как сторонники, так и противники.
«При резкой разбалансировке системы мы потеряем даже то, что имеем, – предупреждает вице-президент и генеральный секретарь Общества врачей России Эрик Праздников. – В чём проблема – в ОМС или в том, что государство не может вложить больше денег в здравоохранение?» Как ни странно, оба ответа верны. Но изменить страховые принципы в пользу пациента и врача значительно проще, чем реорганизовать здравоохранение «до основания».
Система или колебания?
Постепенное внесение корректив тоже может принести вред, если постоянно пребывать в неопределённости и склоняться от одних мер к другим. «Если мы всё время будем ставить вопрос, какой системой мы будем пользоваться, то у нас не будет никакой системы», – поясняет генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.
С ним согласен и президент Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрий Кузнецов: «Любая система должна существовать по единым принципам. Здравоохранению не должны мешать постоянные колебательные движения в различных ведомствах и комитетах о том, каким образом надо направлять деньги в эту систему». Изменения должны быть последовательными.
Проблему недофинансирования медицины многие предлагают решить с помощью «соплатежей» или «финансовых стимулов здорового образа жизни». Фактически это штраф для тех, кто мало заботится о своём здоровье. Например, не проходит вовремя диспансеризацию. Необходимость наказать пациента рублём обосновывают европейским опытом. Например, опытом Финляндии, которая заставила не любящих медицинские осмотры пациентов платить 50 или 100% стоимости лечения. В результате в стране резко упало количество… операций по удалению зубов. До введения штрафа за неучастие в диспансеризации финнам проводили около 125 тысяч экстракций зубов в год. После того как за непосещение медосмотра больным пришлось платить, подавляющее большинство пациентов стали лечиться вовремя. И за двенадцать месяцев финские стоматологи удалили… девять зубов!
Эффективно? Но в наших условиях эффект будет совсем иной: пациенты станут меньше обращаться к врачам. А те, кто всё же решит не экономить на медицине и лекарствах, начнут экономить на еде, одежде и прочих необходимых товарах. «Если мы сейчас нагрузим людей какими-то доплатами, то мы разрушим не только медицину, но и всю экономику страны», – предупреждает Дмитрий Журавлёв.
Три рецепта для ОМС
По оценкам Минздрава, 50–70% срывов у пациентов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, происходят… из-за того, что в нашей стране больной платит за лекарство сам. Конечно, лекарственное возмещение – проект для госбюджета недешёвый. Пока не сопоставлен с потерями, понесёнными из-за повторных операций и инвалидности. «Да, возрастёт потребление лекарств, зато уменьшатся объёмы медицинской помощи. Меньше будет необходимости вызывать «скорую», меньше пациентов будут гибнуть. Это доказал и эксперимент по возмещению в Кировской области», – считает ведущий научный сотрудник Центра финансов здравоохранения НИФИ Минфина России Любовь Мельникова.
Сделать лекарства частью программы ОМС – один из действительно эффективных способов уменьшить проблему недофинансирования. Ещё один метод – стоматологическая страховка. Идею внедрить такую страховку предложил ректор МГМСУ, главный внештатный стоматолог Минздрава Олег Янушевич. Как и лекарственное возмещение, страхование зубов уменьшит нагрузку на систему здравоохранения в целом.
«Стыдно и больно смотреть на наших сограждан, когда те открывают рот. Дефекты в зубных рядах – это проблема всего населения в целом. А ведь как мы едим, так мы себя и чувствуем», – замечает Эрик Праздников. Действительно, больные зубы сегодня – это больное сердце завтра.
Третий же способ помочь отечественному страховому здравоохранению – если не премировать врачей за спасение «необоснованно» госпитализированных пациентов, то хотя бы не штрафовать…
источник : www.aif.ru