с 10:00 до 18:00 по будням

Защитники прав пациентов в России

6.   Государственный уполномоченный по правам пациентов[1]. Здравоохранная прокуратура.

 

Все сказанное выше лишний раз показывает, что защита прав пациентов – необходимая задача, которая должна быть решена на государственном уровне. Необходимая потому, что здравоохранение, которое не видит себя в зеркале (глазами общества и правовых институций), не способно видеть и свои ошибки, а значит, лишено возможности анализировать их и исправлять. Отрасль, которая не исправляет свои ошибки, но при этом имеет дело с жизнью и здоровьем, не может не пугать людей и государство. Не нужны никакие расчеты, чтобы понять, что качественная медицинская помощь экономически более выгодна самому государству, чем попустительство безответственности врачей.

Кроме того, медицинскую помощь нам с вами сегодня как раз и оказывает государство – его учреждения (муниципальные, региональные, федеральные), за которые оно (государство) несет имущественную ответственность, а средства, на которые оказывается медицинская помощь – это наши с вами налоги и взносы. В такой ситуации несправедливо, когда пострадавший пациент или его родственники, не обладающие специальными познаниями в медицине и юриспруденции, должны искать адвоката и экспертов за свои деньги, чтобы выиграть суд у государства. Справедливым представляется, чтобы государство само содержало службу уполномоченных по правам пациентов, как это сделано в большинстве развитых стран (Норвегии, Финляндии, а в Австрии такая обязанность государства занесена в 2001 году в Конституцию страны – впервые в мировой истории). Кстати, Австрия и Норвегия занимают первые места по качеству медицинской помощи в мире по оценкам ВОЗ[2]. Такой орган (уполномоченный по правам пациентов) несколько лет назад создан даже в Грузии.

В России государственный орган, защищающий права пациентов, должен иметь право по заявлению гражданина[3] или иным сообщениям на бесплатное для заявителя:

·     консультации по правам пациентов и содействие их реализации;

·     проведение проверок, контроля и надзора, экспертизы качества медицинской помощи;

·     выдачу юридически значимых (принимаемых судами и следователями) заключений по делу;

·     наложение административных взысканий на сотрудников медицинских организаций, включая врачей и должностных лиц;

·     обязанность поддержки административного обвинения в суде в некоторых случаях (например, лишения врача права заниматься медицинской деятельностью), и поддержки гражданских исков в некоторых случаях (защита прав детей, инвалидов, уязвимых групп);

·     наложение штрафов на руководителей ЛПУ и сами ЛПУ, в частности, и с использованием штрафных удержаний через систему ОМС;

·     вынесение предписаний об устранении нарушенного права (с наложением ответственности при невыполнении предписания);

·     вынесение досудебных решений в случае конфликтов, которые могут быть обжалованы в суде любой стороной конфликта.

Сокращение этих полномочий сделает систему защиты прав неполноценной. Например, сегодня Росздравнадзор,  не имеющий права наложения административных санкций за нарушение прав (их надо вносить в КОАП РФ[4]), не может считаться полноценным и эффективным органом контроля качества медицинской помощи.

Сочетание полномочий делает само создание такого органа необычным для любого правового пространства, что показывает и зарубежная практика. Здесь и нужна политическая воля, в противном случае полномочия и компетенция будут «размазываться» по разным структурам, как это сделано сейчас, а в результате пациент окажется незащищенным, и качество медицинской помощи продолжит деградировать, несмотря на увеличение финансирования. За некачественное использование средств, включая некачественное лечение, должна наступать ответственность, – в этом смысле интерес государства состоит в том, чтобы создать нормы и механизм реальной ответственности в системе здравоохранения.

Орган по защите прав пациентов не вправе проводить проверки или иные юридически значимые действия в отношении медицинских организаций, если не имеется соответствующей жалобы, обращения, публикации в СМИ.

Решения органа по защите прав могут быть обжалованы в суде.

Орган защиты прав не может находиться в подчинении Минздрава, потому что учреждения самого Минздрава оказывают медицинскую помощь, и эта помощь подлежит такой же оценке, как и любая другая, а сейчас имеется совпадение собственника исполнителя услуг и контролера в одном лице, совпадение создателя правил и их контролера – Минздрава, – что не позволяет отрасли адекватно реагировать на свои ошибки.

Кадровый состав этого органа должны составлять юристы и эксперты-врачи, поскольку основной его задачей должно стать совершение юридически значимых действий в здравоохранении, что будет всецело зависеть от их квалификации и компетенции.

Орган должен строиться по принципу экстерриториальности – оценку определенных случаев диагностики и лечения должны давать эксперты из других регионов РФ. Субъект, где происходит событие, подлежащее проверке, только принимает информацию, а орган другого субъекта дает его оценку. Это необходимо, чтобы избежать зависимости сотрудников этого органа от медицинской системы здравоохранения субъекта РФ. Медицинскую помощь эти сотрудники так же должны получать, по возможности, не на своей территории.

Вопрос создания органа, уполномоченного выступать по правам пациентов, связан с основной проблемой: неясно, при ком он должен быть создан. В системе парламентской и президентской власти России нет практики создания таких институций. В системе Правительства РФ такой орган создавать нельзя, поскольку правительство осуществляет управление федеральной собственностью и несет имущественную ответственность за учреждения здравоохранения, по крайней мере, за федеральные учреждения, а так же отвечает за обеспечение проведения политики в области здравоохранения.

Возможно, что должен быть написан специальный закон «Об уполномоченном по правам пациентов в РФ».

Еще одним возможным решением проблемы является создание здравоохранной прокуратуры (заявление об этом было сделано нами еще в 2004 году, и даже проведен пикет у здания Генеральной прокуратуры РФ) по аналогии с природоохранной или транспортной. Причем, поскольку охрана здоровья – понятие довольно широкое, ясно, что, например, природоохранная прокуратура, вероятнее всего, должна стать частью здравоохранной, поскольку конечная цель охраны природы – охрана здоровья граждан. Но это не главное: суть в том, что не только качество медицинской помощи может стать компетенцией этой прокуратуры.

 

[1]       Орган, которого не существует, но он очень нужен.

[2]       Всемирная организация здравоохранения.

[3]       Согласно Справке ФФОМС за 1-ое полугодие 2007 года на КМП поступило 3282 жалобы.

[4]       Кодекс об административных правонарушениях РФ