с 10:00 до 18:00 по будням

Защитники прав пациентов в России

2.   Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

 

О деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в сфере защиты прав пациентов мало что известно из публичного пространства, к сожалению. Ежегодные доклады последних лет размещаемые на сайте, даже не позволяют составить представлений о количестве и структуре жалоб в сфере здравоохранения. Эти доклады содержат цифры в процентах к процентам и в процентах роста или уменьшения в сравнении с другими прцентами. Так пишут доклады те, кто не хочет показывать истинных цифр. Увы!

Последние данные в ясных цифрах таковы: из 32 477 обратившихся за 2006 год граждан лишь 435 человек интересовались вопросами, связанными со здравоохранением, из которых 46,5 % пожаловались на психиатрическую помощь[1].

Эти цифры слишком малы даже в сравнении с обращаемостью в Лигу пациентов. В то же время указанное количество обращений ставит Уполномоченного в неведение относительно того, что на самом деле происходит в здравоохранении России.

Так, например, в докладах практически нет ничего о делах, связанных с причинением вреда, причиненного гражданам медицинской помощью. Притом, что об этой теме постоянно говорят и показывают СМИ, Уполномоченный ее просто игнорирует, но при этом считает, например, что самой обсуждаемой проблемой 2010 года была проблема «больничных листов» (интересно, по каким признакам она самая обсуждаемая); в докладе 2009 года вовсе не описано право на охрану здоровья, кроме высказывания обиды Уполномченного в адрес Минздравсоцразвития в связи с отзывом последнего на доклад Уполномоченного; в докладе 2011 года «отрадным» называется тот факт, что субъекты РФ будут осуществлять лекарственное обеспечение пациентов по программе «7 нозологий» - это притом, что профильные пациентские организации находятся в ужасе от этого – их вполне устраивает нынешнее федеральное обеспечение.

Видимо, информированность Уполномоченного оставляет желать лучшего.

Между тем, основными направлениями деятельности Уполномоченного, предусмотренными Федеральным конституционным законом, являются, в том числе:

·        рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации и пребывающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на нарушения их прав;

·        рассмотрение по собственной инициативе ситуаций, чреватых массовыми или грубыми нарушениями прав человека, случаев нарушения этих прав, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты прав лиц, неспособных сделать это самостоятельно;

·        анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

·        информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав человека в Российской Федерации;

·        направление государственным органам, органам местного самоуправления, а также должностным лицам замечаний, рекомендаций и предложений общего характера по всем вопросам обеспечения прав человека и совершенствования административных процедур.

Социальные, экономические и культурные права входят в мандат Уполномоченного по правам человека в РФ. На мой взгляд, права малоимущих и социально незащищенных граждан соответствуют всем направлениям деятельности и должны находиться на рассмотрении Уполномоченного по правам человека в первую очередь.

 

[1]       Согласно Приложению 4. «Сведения о количестве и тематике обращений (заявлений, жалоб) граждан Российской Федерации в 2006 году» (http://ombudsman.gov.ru/doc/ezdoc/06b.shtml) Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2006 году.