Такое право действительно есть, и оно действительно постоянно нарушается. При обращении в учреждение здравоохранения или к частнопрактикующему врачу пациент имеет право на получение полной и достоверной информации об услугах. Это право закреплено в ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.01.1996. № 27.
Информация предоставляется потребителю бесплатно и должна содержать сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
Предположение о том, что государственные и муниципальные учреждения здравоохранения не должны руководствоваться законодательством о защите прав потребителей, ошибочно. Так же как и платные учреждения, «бесплатные» получают деньги за оказанные ими услуги, но из других источников – государства, страховых компаний и т.п., то есть услуги эти всегда оплачиваются, а потребитель все тот же – мы с вами.
Поэтому, указанное положение норм об информировании касается, как платной, так и бесплатной систем здравоохранения. Проблема в том, что судебной практики по этим вопросам так мало, что у медицинских организаций нет нужды выполнять требования закона: «под лежачий камень вода не течет». – так, может, пора уже его поднять?