Сергей, к большому счастью, у нас нет законодательства – и я, надеюсь, не будет – о врачебных ошибках, потому что термин «ошибка» не юридический: ни в одном нормативном акте его нет. Есть в законе о защите прав потребителей понятие «недостаток услуги», мы это обобщаем в понятии «дефекты медицинской помощи». Сегодня стандарты разработаны по 700 заболеваниям. Стандарт можно сравнить с историей болезни, то есть то, как лечили, с тем, как должны были лечить. Если в стандарте есть, а в истории – нет, это – дефект.
Дальше надо смотреть: есть ли причинная связь дефекта с вредом. В Уголовном кодексе есть целый ряд статей, где врач является субъектом, который будет судим, если он совершил общественно опасное деяние. Это, прежде всего, причинение смерти по неосторожности врачом (109-я ст. ч. 2), это причинение тяжкого вреда по неосторожности (118-я ч. 2), это неоказание помощи больному (124-я ст.). Это основные статьи, по которым врач может нести уголовную ответственность. Есть еще 125-я статья, которую следует помнить всегда, – «оставление в опасности». Там сказано, что если человек, который заведомо для другого лица находится в опасности и тот ему не помогает, – это преступление, которое наказывается сроком до двух лет.
В гражданском обороте прав специальных статей, касающихся врачей, конечно, нет. Общие основания ответственности сосредоточены в ст. ст. 1064 и 1095 ГК РФ.